ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В китайской официальной экономической статистике много противоречий

Великая Эпоха
Достоверность оптимистической статистики Китая часто ставится под вопрос. Фото: Getty Images
Достоверность оптимистической статистики Китая часто ставится под вопрос. Фото: Getty Images
Китай. «Кризис в Китае миновал?» - спросил себя владелец предприятия небольшого города в Китае, когда в феврале обороты предприятия снова возросли.

Шень Пэн, 52-летний владелец предприятия по производству мелких деталей в одном из городов Китая, не был серьезно обеспокоен слухами о кризисе до тех пор, пока его собственное предприятие в конце 2008 года не потерпело тяжелый удар. Основной клиент, экспортное предприятие, неожиданно сократил заказы у Шеня наполовину и уволил большинство своих сотрудников. Впервые Шень, сам пережив последствия «глобализации», он стал больше интересоваться информацией о мировом экономическом кризисе.
 
Однако, когда новости сообщали об усилении кризиса во всем мире, ситуация на предприятии Шеня в феврале 2009 года нормализовалась. Некоторые большие предприятия в его городе снова начали производить продукцию в полном объеме. У Шеня снова заметно прибавилось заказов. Шень спросил себя: «Кризис в Китае миновал?»
 
Некоторые статистические данные по экономике Китая, казалось, подтверждали это. С тех пор, как Пекин объявил о выделении 585 миллиардов долларов на поддержку экономики, банки Китая в течение трех месяцев выдали больше займов, чем за весь 2008 год. Как на континентальном Китае, так и в Гонконге акции поднялись в цене и рынок недвижимости зарегистрировал в первые четыре месяца 2009 года прирост оборота собственных квартир на 30 – 40%.
 
В то время как некоторые экономисты торопятся сказать о восстановлении китайской экономики, есть мнения, что Китай находится в короткой тенденции роста, которая ведет к сомнительному буму на рынке. К этим критикам относится профессор в области экономики и финансов  Сюй Сяонянь.

«Источник кризиса в дисбалансе, поэтому ключ к решению находится в восстановлении равновесия китайской экономики, - заметил Сюй. Но настоящие меры, увеличение инвестиций, только способствует дисбалансу».

Парадоксальные статистические данные

Дисбаланс, о котором упоминает Сюй, находит свое отражение в экономических парадоксах, как выяснил Лю Юаньчунь, сотрудник экономического факультета университета Пекина. Он исследовал статистические данные по экономике этого года и перечислил восемь противоречивых фактов:

1. Большой рост инвестиций при стремительном спаде экспорта и импорта
2. Увеличение добавленной стоимости в промышленности при уменьшении потребления электроэнергии
3. Быстрый промышленный рост при медленном финансовом росте
4. Возрастание объемов транспортировки грузов при снижении пропускной способности портов
5. Подъем номинального потребления при спаде фактического потребления
6. Рост биржевых индексов при снижении прибыли на бирже допущенных предприятий
7. Увеличение добавленной стоимости в промышленности при уменьшении показателей ее прибыли
8. Возрастание объема продаж недвижимости при застое  реальных инвестиций в недвижимость

Лю объясняет, что такие противоречия могут быть знаками больших трудностей, как например, дефляция, возрастающая безработица, понижение спроса за рубежом, избыточный рынок недвижимости и перепроизводство продукции. По мнению Лю, настоящий бум только предвестник мрачного будущего.

Как долго может позволить план по стимулированию развиваться Китаю?

При трех важнейших двигателях экономического развития – потребление, инвестиции и экспорт – Китай, по большей части, остановился на двух последних. Так как экспорт очень долго был краеугольным камнем экономики Китая и принес 59% ВВП в 2008 году, он сделал Китай уязвимым к колебаниям мировой экономики. Вследствие последнего кризиса с середины 2008 года многие средние и малые предприятия на юге и юго-востоке Китая разорились. Более 20 миллионов рабочих-мигрантов остались без работы.
 
С другой стороны инвестиции последних десяти лет способствовали повышению роста ВВП. Большие инвестиции также привели к перепроизводству, которое возрастает при слабом внутреннем потреблении.

Кроме этого, внутреннему рынку потребления препятствует низкий прирост доходов, особенно в сельской местности. В прошедшие годы доходы населения (брутто) составляли 12% от ВВП, сравнительно с 50 – 60% в западных странах и среднемировыми 40%. Высокий прирост ВВП и низкие доходы населения показывают, что Китай добился высоких производительных мощностей за счет внутреннего потребления. Росту внутреннего потребления также препятствуют плохое медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение и высокие цены на жилье.

В то время как эти проблемы по-прежнему остаются нерешенными, конъюктурный план засыпает энергетику и инфраструктуры ценными ресурсами. Также и следующий из этого бум акций и рынка недвижимости служат дальнейшей потере равновесия в китайской экономике. По оценке некоторых аналитиков, конъюнктурный план оказывает стимулирующее действие, но приводит к продолжительным негативным последствиям.
 
Пессимисты видят доказательства своего мнения на всех уровнях. С одной стороны, большинство предприятий еще борется с потерями и воздерживается от инвестиций. С другой стороны, происходят рост инвестиций во все виды производства. Это значит, что восстановление экономики в промышленности маловероятно.
 
Официальные статистические данные Китая подтверждают, что  индекс  потребительских цен (CPI) и  индекс производственных цен (PPI) в мае снова снизятся. CPI снижается на 1,4% и PPI на 7,2% относительно того же времени в прошлом году. Экономисты объясняют, что оба показателя – знак дефляции на национальном уровне.

Версия на немецком