Многие называют Китай страной контрастов. Особенно в области развития там можно встретить и высокие технологии 21-века и натуральное хозяйство средневековья. Несмотря на то, что КНР занимает сотые позиции в мировых рейтингах по уровню ВВП на душу населения и по уровню средней зарплаты, она скоро выйдет на первое место по расходам на предметы роскоши.
Согласно опубликованному недавно отчёту международной консалтинговой компании Bain & Company, в прошлом году больше половины товаров класса люкс были куплены китайскими потребителями. Причём 56% товаров этой категории на общую сумму в 13 млрд. долларов США китайцы купили за границей, так как в самом Китае эти вещи продаются примерно на 30% дороже, сообщает Wall Street Journal.
Французский торговый концерн Pinault-Printemps-Redoute SA, владеющий несколькими мировыми брендами премиум-класса, также сообщил, что рост его продаж в последнее время в значительной степени происходит благодаря увеличению числа китайских туристов, расходы которых на предметы роскоши постоянно растут.
В отчёте правительства Франции также указывается, что в этом году в стране на 50% увеличилось число китайских туристов, которые стали основными иностранными покупателями предметов роскоши в стране, обогнав Россию и Японию.
Всё больше компаний с известными торговыми марками открывают в Китае свои магазины. Крупный производитель товаров класса люкс Coach в этом году уже насчитывает в КНР более 30 магазинов. А популярная ювелирная компания Tiffany в ближайшее время планирует открыть ещё четыре магазина к уже имеющимся более десяти.
Всего за последние восемь месяцев в Китае было открыто более 80 магазинов по продаже товаров класса люкс.
Компания Bain & Company предполагает, что в этом году расходы китайцев на предметы роскоши внутри страны вырастут на 23%. В то же время компания отмечает, что на рынке предметов роскоши в Китае пока нет ни одного китайского бренда, который бы пользовался популярностью.
Казалось бы такая тенденция говорит об улучшении жизни китайцев, повышении их благосостояния и уровня жизни. Относительно западных стран такой вывод был бы правильным, но не в отношении Китая, где благами экономического развития пользуется только небольшая часть общества, в основном в разной степени связанная с партийной элитой. При этом основная часть китайцев живёт бедно и разрыв между двумя слоями общества продолжает расти.
Средний годовой доход в КНР на человека составляет всего 1100 долларов США. По данному показателю Китай в 2008 году стоял на 109 месте в мире. По уровню ВВП на душу населения Китай стоит на 104 месте в мировом рейтинге, что значительно ниже, например, России и Украины.
Самый низкий годовой доход в Китае не достигает и 15% данного показателя в мире, а самая низкая зарплата в КНР ниже, чем в 32 африканских странах.
По данным Мирового банка, в 2000 году коэффициент Джинни, определяющий степень неравномерности распределения доходов в обществе, в Китае достиг 0,4, а в 2006 году – 0,496. Это означает предреволюционную ситуацию в стране.
Одновременно с расширением рынка предметов роскоши, в Китае неуклонно растёт число акций народного протеста. Рабочие требуют повышения зарплаты, улучшения условий труда и независимых профсоюзов. Крестьяне протестуют против отъёма их земель под бизнес проекты, за которые им выплачивают низкие компенсации, а также против загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Часто вспыхивают протесты против грубых действий полицейских или же поступков чиновников и членов их семей. И это ещё не считая протесты апеллянтов, диссидентов и других групп граждан, подвергшихся репрессиям со стороны правительства компартии, либо пострадавших от действий чиновников и т.д.
Согласно статистике политико-юридического комитета КНР, число протестующих групп, численностью более 50 человек, в прошлом году в Китае достигло 230 тысяч.
По официальным данным Пекина в 2008 году в стране произошло более 80 тысяч народных волнений, что в 10 раз больше, чем в 1993 году. Чиновники отмечают, что растёт не только количество самих акций, но и численность участников, а также масштабы и наносимый ими материальный ущерб.
Всё близится к логической развязке, и возможно очень скоро мы станем свидетелями грандиозных перемен в Китае и, следовательно, во всём мире.