Учитель Куан, живший в 572-532 гг. до н.э., был известным музыкантом политиком и ученым. Во время правления императоров Цзинь Дао и Цзинь Пин династии Цзинь, он занимал пост министра. Куан был слеп от рождения, его называли «слепым придворным», однако в народе до сих пор передаются истории о «мудрости учителя Куана».
В легенде говорится, что его мастерство игры на барабане и цинь (старинный струнный музыкальный инструмент) было непревзойденным. Играя на цинь, Куан мог извлекать из неё звуки, подражающие пению птиц и шелесту ветра. Кроме того, он хорошо знал народные песни, которые пели на всей территории царства.
Куан занимал должность правительственного чиновника, но связывал свою работу с музыкой. Он считал, что цель музыки состоит в том, чтобы через народные песни воспитывать в людях нравственность. Эти песни распространяются по всему царству, по всем его уголкам. Он также полагал, что если пение песен объединить с определенным ритуалом, то это будет способствовать тому, что люди станут более высоко культурными. Его понимание музыки способствовало разработке методов управления государством.
Однажды, император Цзинь Пин выразил Куану своё сожаление в отношении того, что тот слеп. На что Куан ответил: «Существует пять видов "слепоты»:
Император не может увидеть, что его чиновники берут взятки.
Император назначает неподходящих людей для выполнения каких-либо заданий.
Император не видит разницы между способными и неспособными чиновниками.
Император желает применять только силу.
Император не знает, как живут граждане его государства.
Когда один правитель-тиран был свергнут народом, император Цзинь Дао сказал, что подданные того императора зашли слишком далеко. Однако Куан по этому поводу сказал, что основой государства является его народ и, что задача правителя состоит в том, чтобы обеспечить своим подданным безопасность и благополучие. Император так же, как и простые люди, должен жить в соответствии с моральными нормами. Если он не делает этого, он идет против природы, против Неба. Такой правитель, не заботящийся о своём народе, должен быть смещен.
Императора Цзинь Дао восхищали высказывания Куана, и он спросил его, как лучше всего управлять государством. Куан ответил: «Проявляйте доброту и праведность».
Что касается политики, Куан был сторонником открытого правления и подчеркивал, что нравственность и закон являются равноценно важными. Императору нужно следовать велению естественности, призывать к вселенской любви и использовать законы, чтобы сохранять систему управления. При отсутствии законов, и чиновники, и общество останутся без управления, и может начаться хаос.
По поводу выбора чиновников Куан отметил, что только талантливым людям с высокой нравственностью можно доверить нести ответственность за государственные дела. Куан также говорил: «Если верноподданного чиновника убирают с поста и ответственность возлагают на ненадежного человека, то всё придёт в хаос. То же самое случится, если на какой-нибудь высокий пост будет назначен ненадежный человек».
Куан также считал, что для того, чтобы в обществе царил мир, необходимо, чтобы народ жил богато. Государственные чиновники должны знать, как на самом деле живут граждане, чтобы быть уверенными в том, что со всеми обращаются надлежащим образом.
Правителю государства он советовал следующее: «Не впадайте в заурядность. Не давайте людям задерживать вас в развитии. Правитель должен обладать дальновидностью, и его мнение ни от кого не должно зависеть».
Куан считал, что эти качества необходимы для того, чтобы управлять государством, и чтобы привести страну к процветанию. При императорах Цзинь Дао и Цзинь Пине государство процветало, благодаря тому, что правители следовали советам Куана. Несколько раз Куан сопровождал императора Цзинь Пина, когда тот отправлялся на место военных действий; он также был с визитом у правителя династии Чоу с дипломатической миссией.
В то время царство Ци занимало обширную территорию, и император царства Ци также обратился к Куану за советом, как управлять своим государством. На этот вопрос Куан ответил следующее: «Император должен принести процветание своему народу».
Куан был непоколебим в своих взглядах, и, будучи утонченным человеком, он не искал расположения влиятельных людей. Когда в старости император Цзинь Пин стал высокомерным и сумасбродным, Куан неоднократно укорял его за это и советовал ему вернуться к прежней манере поведения.
Однажды в присутствии всех министров Цзинь Пин заявил: «Император – самый счастливый человек, поскольку никто не смеет ослушаться его». Куан считал, что императору нельзя делать такие заявления, и высказал своё мнение об этом Цзинь Пину. Обычно за критику императора, можно было легко лишиться головы.
Поскольку в пожилом возрасте Цзинь Пин стал сумасбродным, династия Цзин пришла в упадок. Когда император издавал указы, народ реагировал так, как будто на него шли грабители.
Однажды во время охоты император вел себя так высокомерно, как будто он был царем вселенной. На это Куан заметил: «Это самообман». Цзинь Пин разгневался. Когда все вернулись с охоты, император приказал слугам разложить колючие растения на ступенях. Тогда Куан решил подняться по лестнице без обуви. Наступив на колючки, Куан сказал: «Если человек опускается до уровня раба, его дни сочтены. При дворе императора не должны расти колючие растения. Полагаю, Цзинь Пин скоро умрет».
Своим благородством и проявляемой заботе о народе Куан заслужил уважение и со стороны знати, и со стороны простых людей. В Древнем Китае говорили, что «какова нравственность отдельного человека, такова нравственность всего общества».
Жун Синь. Великая Эпоха