История Китая (20): Чжуанцзы — великий даосский учитель, как и Лаоцзы
Великая Эпоха
Чжуа́нцзы жил в 369—286 до н.э. Он никогда в жизни не занимал в правительстве высоких постов, а лишь недолгое время был мелким чиновником в своём родном городке. Однажды глава одного из царств пригласил его занять должность первого министра, но он отверг это предложение. Он сказал: «В царстве Чу есть священная черепаха, умершая 3 тысячи лет назад. Правитель завернул её в тонкий шёлк, положил в ларец, а ларец поставил в своём храме предков. Что бы предпочла эта черепаха: быть мёртвой, чтобы её костям поклонялись, или быть живой, даже если ей приходилось бы волочить по грязи свой хвост?».
Чжуанцзы — крупнейший учитель даосизма наряду с Лаоцзы. Иллюстрация: СМ Ян/Великая Эпоха
Многие считали Чжуанцзы чудаком. Жил он очень бедно, но всегда оставался жизнерадостным. Он отдалился от людей, купавшихся в роскоши, и не ощущал неудобства от одежды в заплатах, пустой чаши для риса или даже того, что какое-то время приходилось жить на милостыню. Он выступал за просветление через освобождение от мирских забот и следование естественному пути Дао. Чжуанцзы как и Лаоцзы был признан крупнейшим учителем даосизма.
Поскольку даосы не гонятся за славой, богатством или высокими должностями и не заинтересованы во внимании общества, о жизни Чжуанцзы мало что известно. Тем не менее, книгой «Чжуанцзы», носящей его имя, также известной как «Истинный канон Наньхуа», — восхищались в Поднебесной на протяжении многих поколений. Появление этой книги вызвало написание тысяч томов исследовательских работ и её толкований. Будучи мудрым человеком с богатым воображением, Чжуанцзы использовал в своих книгах множество образных выражений и сарказма. По его мнению, природа должна оставаться нетронутой, и человеку следует искать гармонии с окружающей средой. Книга «Чжуанцзы» вызвала интерес людей самых разных слоёв общества, и его идеи оказали огромное влияние на повседневную жизнь народа. Книга была переведена на многие языки мира.
В «Чжуанцзы» он размышлял о негативных последствиях так называемой цивилизации, и выразил стремление к духовной свободе. Такая философия позже воплотилась в развитии светской литературы и живописи. Чжуанцзы выступал за свободу от мирских привязанностей и был категорически против людей, проводящих всю свою жизнь в погоне за мирской славой или материальными богатствами.
Чжуанцзы считал, что величайшее достижение в обществе — это «деяние без деяния, управлять, не управляя ничем» (У-вэй). Такое поведение является настолько идеальным, что всё следует своей естественной причине, и не видно и следа самого человека, и это находится в полной гармонии с изначальной сущностью мира — Дао. Поэтому в обществе правитель должен править без преднамеренного вмешательства, а без давления со стороны правителя каждый будет следовать своей природе со свободой духа, и общество будет жить в гармонии.
В отличие от конфуцианства, которое озабочено общественными обязанностями своих членов, философия Чжуанцзы акцентирует внимание на личной жизни индивида и духовной мудрости. Впоследствии многие китайские интеллигенты обращались к его философии в бурные времена смен династий.