Сначала была Буда
Современный Будапешт вырос на месте трех городов – Буды, Обуды и Пешта.
Сначала была Буда. Она появилась на месте Анквинкума. Это был один из городов великой Римской империи. Важные патриции приезжали сюда, чтобы понежиться в теплых минеральных водах.
А еще раньше, до рождества Христова, на этих местах селились скифы, фракийцы, кельты. Весьма благоприятное место для проживания – на берегах Дуная тепло, солнечно, плодородно.
На другом берегу Дуная через некоторое время появился город Пешт. Там стали процветать ремесла и торговля. Оба города, Буда и Пешт, развивались независимо друг от друга, но в 1873 году решили соединить свои судьбы. От этого брака родился прекрасный Будапешт.
Обретение Родины
Сами венгры – народ пришлый. Родом они из Западной Сибири, и принадлежат к финно-угорским племенам. Раньше это были кочевники, которые добрались до Дуная только в IX веке н. э.
Здесь обосновались. И день сей венгры празднуют особо. Он так и называется – День обретения венграми Родины.
С тех пор Венгрия стала развиваться быстро. Сами венгры называют свою страну страной мадьяров. Уже к XIII веку Венгрия строит крепкое государство с развитым земледелием, торговлей и обширной сетью городов.
Музыкальная столица Европы
Время летит быстро. И вот пришел удивительный XIX век. Он подарил Венгрии Имре Кальмана, который прославил мадьяр на весь мир. Зажигательные мелодии его оперетт звучали в каждом европейском театре.
До Второй мировой войны Будапешт считался музыкальной столицей Центральной и Восточной Европы.
С появлением первой оперетты Кальмана «Осенние маневры», которая принесла Имре шумный успех, одна за другой являются на свет «Сильва», «Цыганский барон», «Фея карнавала», «Голландочка», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра», «Аризонская леди», «Дьявольский наездник», «Императрица Жозефина».
Как умудряется композитор создать столь много талантливых вещей подряд?! Спросили об этом младшую сестру Имре, и она рассказала, что, когда ее брат и его либреттисты встречаются, они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесконечное множество сигар, рассказывают друг другу анекдоты, хохочут на весь дом, потом долго обсуждают погоду, политику, беседуют о девушках. При этом они все время спорят, ссорятся и кричат. И так каждый день месяц за месяцем. Потом брат вдруг объявляет, что оперетта готова…
Все гениальное просто. Любой может попробовать.
Город, в который стоит вернуться
Утопающая в зелени парка Варошлигет и окруженная озером крепость Вайдахуняд погружает нас в старину.
Серый камень ее башен, кажется, повидал много на своем веку. В Варошлигет (в переводе – Городская роща), неподалеку от замка находятся знаменитые купальни графа Сечени, построенные еще в 1913 году.
Они до сих пор пользуются большим успехом. Температура воды здесь даже зимой не падает ниже 32 градусов. Дело в том, что в этих местах проходит линия тектонического разлома земной коры, поэтому город стоит прямо на горячих источниках минеральной воды, их более 120. Столица-курорт.
У-ни-ка-ль-но!
В центре Городской рощи пруд, в котором плавают утки, за прудом – детские площадки, теннисные корты, полянки, дорожки для гуляния, слева огромный Зоопарк, за ним – Цирк, Луна-парк. Венгры любят семейный отдых и часто приходят в парк с детьми.
Будапешт – особенный город. Его нельзя отнести ни к западу, ни к востоку. У него нет своего стиля застройки – сплошная эклектика. И хотя прохладная строгость Австро-Венгерской империи за четыре столетья изменила и людей, и лик Будапешта, у города есть свой особый привкус, притягательный восточный аромат. И это у народа в крови. У мадьяр и музыка яркая и взрывная, и кухня огненная от специй, и кофе ядреный, и краски национальных костюмов сочные, как спелый виноград. Во всем здесь бурлит и клокочет энергия.
Флаг с дыркой
Каждый год 23 октября в Будапеште вывешивается венгерский национальный трехцветный флаг с дыркой посередине. Этот флаг – символ венгерского восстания за свободу, которое произошло в 1956 году.
Тогда из государственного флага Венгрии была вырезана коммунистическая символика.
В то время Премьер-министр Имре Надь объявил о выходе страны из Варшавского договора. Восстание было подавлено коммунистическим режимом, Имре Надь – казнен. Но для мадьяр Имре Надь остался национальным героем. И когда в 1989 году, в день перезахоронения Имре Надя на площади Героев, собралось 300 000 человек, стало совершенно ясно, насколько венгры почитают память тех, кто прокладывал им путь к независимости.
Утро старой Буды
Они так и различаются – спокойная холмистая Буда и строгий деловой Пешт. Старинный Цепной мост с легендарными скульптурами львов и мост Эржебет, над которым возвышается статуя святого Геллерта, соединяют два берега Дуная и две половинки одного города. Когда стоишь на Крепостной горе и из голубоватой утренней дымки, словно прекрасный мираж, вырисовываются восхитительное здание Парламента и торжественная Базилика святого Итшвана, ощущаешь себя волшебником, у которого весь мир на ладони.
Домашняя атмосфера Буды притягательна. Неторопливые узкие улочки с 2-3-этажными домами, кафе в тени кленов, мощеные мостовые – как будто ничего особенного. Прогретый на солнце камень излучает приятное тепло, хотя утренний воздух еще прохладен…
Венгры любят свой Будапешт, и эта любовь передается нам – гостям славного города. Говорят, что любовь не осязаема. Но каждый из нас может почувствовать ее в себе, стоит только захотеть.
Вернуться бы сюда через время, чтобы вновь ощутить в себе свободолюбивый дух этого города и нежное его обаяние.