Финансовый эксперт Эрик Найман считает, что Украина будет пожинать плоды жуткой долларизации в начале экономического подъема, который прогнозируется в 2010 году.
Близится 2010 год, который обещает стать неплохим, если сравнивать с текущим положением дел. Просто потому, что хуже, чем в текущем году, уже некуда (как для мирного времени). Готовы ли вы к риску внезапного возобновления экономического роста? Например, к снижению депозитных процентных ставок или укреплению гривни?
Но меня больше волнует, будет ли готов Национальный банк выкупить все те наличные доллары, которые население может начать сдавать во втором полугодии следующего года? Скорее всего - нет, не будет. А значит, мы вновь увидим гривневую эмиссию и скачок инфляции. Это хорошо для банков, поскольку позволит удерживать высокие кредитные ставки и одновременно снижать проценты по депозитам. Только рынок недвижимости от этого вряд ли почувствует облегчение, ведь запрет на выдачу населению кредитов в инвалюте наверняка сохранится.
Так что следующие несколько лет Украина обречена пожинать плоды жуткой долларизации, и мы увидим либо резкое укрепление гривни, либо скачок инфляции. Пройти по лезвию ножа, учитывая особенности управления украинской экономикой последних лет, вряд ли удастся. Вот поэтому-то я и говорю о риске начала экономического подъема в 2010 году - спокойствия ждать придется еще долго.
Ну, а теперь стоит обратиться к мифам современной Украины, мифам о будущем.
Миф о сельском хозяйстве как локомотиве будущего роста украинской экономики. Давно известно, что минимальная добавленная стоимость - именно в этом еще дофеодальном виде человеческой деятельности. Сельское хозяйство может и должно быть "дойной коровой" для Украины. Но делать на это ставку в постиндустриальном мире по крайней мере странно. Единственный шанс сорвать джек-пот в сельском хозяйстве может появиться только при условии, если произойдут глобальные климатические изменения, когда хлеб будет дороже золота. Но это возможно только в том случае, если эти климатические изменения пойдут нашей стране на пользу.
Миф о футбольном Евро-2012 грозит стать крупнейшим провалом и позором Украины на европейской арене, который сравним разве что с дефолтом по евробондам. Если в Киеве два года ломают стадион, то смогут ли его построить за те же два года? О дорогах, аэропортах и гостиницах лучше даже не упоминать. Так что я лично уже не жду открытия новых инвестиционных возможностей и денежного дождя от футбольного праздника.
Миф о второй волне кризиса, к сожалению, может оказаться правдой. Но только в трех случаях. Первый, самый маловероятный: Китай все-таки заразится мировым кризисом и сократит объемы импорта сырья. Это сильно ударит по России и Украине и вызовет новую волну девальвации валют большинства развивающихся стран. Второй риск связан с простым фактом: явные улучшения ситуации в США и Европе вызваны активными вливаниями государственных денег в экономику. Вместе с Китаем эту поддержку можно оценить в почти три триллиона долларов. Однако если Китай потратил собственные валютные резервы, то другие страны попросту их напечатали и оформили госдолгом. И большой вопрос, хватит ли сделанных вливаний для окончательной победы над крупнейшим мировым экономическим кризисом за всю историю планеты. Ведь гигантские бюджетные дефициты уже привели к росту процентных ставок по долгосрочным облигациям и угрожают скачком инфляции.
Тем не менее первые два риска скорее всего реализуются в более отдаленном будущем. А вот третья угроза исходит от внутренних причин и объясняется риском латания бюджетного дефицита эмиссионной гривней. В принципе эта эмиссия может быть обеспечена кредитами МВФ. Вот только гигантский уровень коррупции и "откатов" в корне отличает Украину от нормальных государств, что и создает постоянно растущее давление на гривню задолго до осени. Интересно, кстати, как планирует погашать Минфин ОВГЗ с процентами в сентябре-октябре в сумме почти
5 млрд грн.? Или не планирует и пойдет по уже пройденному в 1998 году сценарию реструктуризации?
В заключение я хочу пожелать, чтобы в следующем году дети на простой вопрос тележурналистов о собственном будущем не отвечали столь взросло: "Я уеду жить в Италию, потому что говорят, что гривня падает".