Иностранных корреспондентов власти не пустили в тибетский район провинции Сычуань
Великая Эпоха
Двух пекинских корреспондентов радио «Голос Америки» полицейские и представитель местных властей без законных обоснований не пропустили в тибетский район провинции Сычуань.
Несколько дней назад постоянно аккредитованные в Китае корреспонденты радио «Голос Америки» Чжан Нан и Хэ Цзунан ездили в пострадавшие от землетрясения районы провинции Сычуань собирать материал для репортажа и решили попутно заехать в тибетский район уезд Гардзэ, чтобы посмотреть, как живут тибетцы.
«После крупных акций протеста тибетцев, прошедших в марте прошлого года, в тибетских районах провинций Цинхай, Ганьсу, Сычуань также периодически вспыхивают протесты. Будучи корреспондентами, нам было интересно посмотреть своими глазами на жизнь тибетцев и пообщаться с ними. Так сказать иметь материал из первых рук. Поэтому мы и решили заехать в уезд Гардзэ. Ведь мы проезжали совсем рядом», – пояснил Чжан Нан.
Китайские власти сообщают, что в Тибете ситуация уже давно нормализовалась и остаётся стабильной. Эти двое корреспондентов раньше уже несколько раз подавали заявление на разрешение посетить Тибет, но до сих пор не получили никаких ответов.
«В соответствии с новыми законами КНР иностранные журналисты должны могут работать без специального разрешения во всех районах Китая, кроме Тибета и Синьцзяна. В марте, когда в Пекине проходила правительственная сессия, я специально нашёл нескольких чиновников из Сычуани и спросил, можно ли нам туда поехать посетить тибетские районы. Они мне ответили, что нет никаких проблем», – продолжил Чжан.
Однако на подъезде к пункту назначения их остановил дорожный патруль с проверкой. Они видели там двух солдат с автоматами, а вдалеке ещё 10 солдат стояли по стойке смирно. Рядом на углу улицы была вывеска, на которой большими красными буквами было написано: «Народная милиция любит народ, внесём вклад в стабилизацию в тибетских районах».
Один из корреспондентов по профессиональной привычке достал фотоаппарат и сфотографировал эту надпись. Это заметили полицейские и громко приказали ему удались фотографии. «Тут запрещено фотографировать! Если ещё попробуешь что-то сфотографировать, то заберём у тебя фотоаппарат», – грозно сказал корреспонденту офицер.
«Нас всё ещё не отпускали, – продолжил Чжан. – Через некоторое время подошёл чиновник, заведующий миграционным отделом уезда Гарцзэ. Нас спросили, не в качестве туристов ли мы здесь. Я ответил, что наслышан о красоте здешних мест, и мы хотели бы их посмотреть. После этого нам сразу же указали, что наши намерения не соответствуют нашему статусу. Офицер сказал, что у нас визы корреспондентов, а не туристические. Я тогда спросил, что разве если мы постоянные корреспонденты в Китае, для туристической поездки нам нужно выезжать из страны и оформлять туристические визы? На это они ничего не ответили. Тогда я сказал, что если они считают, что с нашим статусом мы можем только заниматься корреспондентской работой и не можем быть туристами, то хорошо, мы будем там собирать материал и брать интервью».
На это полицейские и чиновник ничего не смогли возразить. Подумав немного, офицер сказал, что впереди дорога очень не безопасная и что они, как стражи порядка, должны нести полную ответственность за безопасность людей, а тем более иностранцев, и снова посоветовал не ехать туда.
Корреспонденты продолжили диалог: «В прошлом году, когда тут только произошло землетрясение, многие иностранные корреспонденты, включая и нас, приехали в пострадавшие районы. Власти свободно пропустили нас и не считали, что тут небезопасно. Даже премьер Вэнь Цзябао прямо на улице возле развалин провёл пресс-конференцию. Сейчас уже прошло много времени после землетрясения, почему же эти районы стали опасными?
Полицейские не знали, что ответить и начали просто повторять, что мы должны координировать с ними и немедленно покинуть этот район. В конце мы договорились до того, что чиновник вызвал машину и нас отпатрулировали до самого административного центра провинции города Ченду».
Из всего этого корреспонденты сделали вывод, что в тибетских районах далеко не всё так хорошо, как пропагандирует правительство, и им есть что скрывать от западных наблюдателей.