ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Древние китайцы: человек без стыда не является человеком

Великая Эпоха
Храм Конфуция в Пекине. Фото: с сайта epochtimes.com
Храм Конфуция в Пекине. Фото: с сайта epochtimes.com
Один из последователей Конфуция  Мэн-цзы утверждал, что люди рождаются с совестью. Он полагал, что люди рождаются со способностью сопереживать, с понятием стыда и представлением о том, что является правильным, а что нет. Эти качества являются семенами добра, преданности, пристойности и мудрости. Только животные не рождаются с природным качеством добра. Человек с чувством стыда будет приумножать свою нравственность, сталкиваясь с соблазнами славы или богатства.

В древнем Китае люди считали, что человек, обладающий понятием стыда, настроен принять правильное решение, выбирая между богатством и бедностью, выгодой и потерей или преданностью и личным интересом. Он не позволит  своим желаниям взять вверх. Человек без стыда способен на любое преступление.

Однажды Конфуций похвалил трёх мудрецов, которые испытывали чувство стыда, что бы они ни делали. В древнем Китае считали, что человек, ощущающий стыд, не будет подвержен искушению денег, и не  поставит под угрозу  свою целостность перед лицом страха или опасности. Он скромен и добродушен. Он уступает другим, он берёт только то, в чём нуждается. Является ли это его личной этикой, стремлением к чему-то или патриотизмом, смысл человеческого чувства стыда является предпосылкой наличия у него моральной совести.

Конфуций говорил: «Человек должен ограничивать своё поведение понятием стыда». Он также сказал: «Ощущать стыд сродни мужеству».

Когда человек обладает стыдливостью, он будет достаточно смел, чтобы противостоять своим собственным ошибкам и стремиться улучшать нравственность.  Только человек, который обладает стыдливостью, будет достаточно смел, чтобы противостоять своим собственным ошибкам и победить их. Это акт храбрости, говорили в древнем Китае.

Учёный Лу Кунь, живший во времена династии Мин, считал: «Даже угроза пяти пыток не может сравниться с ощущением стыда». Самое строгое уголовное право и самое ужасное наказание не сможет научить чувству стыда.  Лу Кунь полагал, что научить людей ощущать стыд намного важнее, чем наложение серьёзных наказаний. Как только уровень этики людей поднимется, они будут иметь представление о стыде, будут знать то, что должны и не должны делать, и смогут отличить что правильно, а что нет. Этот способ намного эффективнее в предотвращении преступлений, чем наказание людей после того, когда они совершают их. Это одна из причин, по которой конфуцианство проповедует обучение для предотвращения преступности.