Почему Китай решительно поддерживает бирманскую хунту?
Великая Эпоха
Молчаливая поддержка Пекином бирманского правительства и жестокие репрессии китайского народа вызывают гнев мирового сообщества. Даже южно-африканский архиепископ Десмонд Туту, лауреат нобелевской премии мира, который редко интересуется делами международной политики, призвал Китай вмешаться в столкновения в Бирме. В противном случае он намерен присоединиться к кампании бойкота предстоящих Олимпийских игр в Пекине.
Некоторые люди на Западе утверждают, что Китай поддерживает Бирму (Мьянма), руководствуясь экономическими интересами, другие полагают, что причина в страхе Пекина перед демократией. В Китае же некоторые эксперты оправдывают правительство внешне правильными аргументами: «Причина поддержки в том, что Китай придерживается принципа не вмешиваться во внутренние дела других государств и в действительности не оказывает такого большого влияния на Бирму, как представляет себе внешний мир». Исходя из таких соображений, они считают правильным то, что Пекин сохраняет молчание по отношению к ситуации в Бирме.
На самом же деле наблюдатели, если только они намеренно не прикидываются, ясно осознают, что власти Китая поддерживают Мьянму руководствуясь исключительно собственными политическими интересами.
Во первых, и в Китае, и в Бирме правят диктаторские режимы. Разница в том, что в Китае власть принадлежит гражданским чиновникам, тогда как в Бирме у власти стоят военные, после того как в 1962 году генерал Не Вин осуществил государственный переворот. Когда Коммунистическая партия Китая (КПК) захватила власть в свои руки, она тоже сформировала военное правительство. Во время политических движений КПК, таких как «подавление контрреволюционеров» и «земельная реформа», были убиты десятки миллионов людей, однако правительство называло это «восстановлением справедливости». Действительно, разве Пекин не подавляет все массовые протесты с помощью военной силы? Угнетение народа со стороны бирманской хунты по сравнению с тем, что осуществляет китайская компартия, – это детские игры, цена за «поддержание стабильности». Кроме того, оба режима сильно коррумпированы, но у КПК больше опыта. В Бирме и без того уже разгневанным жителям недавно стало известно, что дочь лидера военной хунты Тан Шве получила в приданое 50 миллионов долларов США. В Китае личная жизнь высокопоставленных чиновников считается государственной тайной.
Во-вторых, Пекин не хотел бы видеть, что лиге диктаторов наносится какой-либо ущерб. Начиная с периода правления Мао Цзэдуна, Китай постоянно экспортирует в соседние страны свои революционные идеи, чтобы сформировать лигу диктаторов для борьбы против политики западных стран и «мирной эволюции». За идеи коммунизма эти страны заплатили тяжелую цену, о чём КПК до сих пор умалчивает перед китайскими людьми. В настоящее время число членов лиги намного уменьшилось, и у Китая осталось только несколько друзей – Северная Корея и Бирма. Пекину приходится поддерживать своего союзника – правительство Бирмы, чтобы сохранить власть.
В-третьих, интерес Китая к Бирме также имеет и геополитический характер. В последние годы Китай пытается заручиться поддержкой стран Юго-Восточной Азии. Среди стран этого региона Пекин больше всего денег инвестирует в Бирму. После 1988 года Пекин обеспечил её военным оборудованием на сумму 2 миллиарда долларов США, а также оказал экономическую помощь на несколько миллиардов долларов, включая финансирование инфраструктуры и военного обучения.
Исходя из этих мотивов, в январе текущего года Пекин вместе с Россией и ЮАР наложили вето на принятие Советом Безопасности ООН каких-либо санкций в отношении Бирмы. Это поощрило военную хунту продолжать творить произвол.
Поскольку международное сообщество отвергло решение Пекина, КПК с гордостью повесила эту «медаль» себе на шею и стала величать себя перед китайским народом героем в борьбе против «западных империй» и спасителем развивающихся стран. Бирманские телеканалы даже прервали свои обычные программы, чтобы показать кадры, как представитель Китая в ООН Ван Гуанъя поднимает правую руку и говорит «нет» западным странам, а также, чтобы выразить свою благодарность Пекину за поддержку. В нынешней ситуации в Бирме Пекин может увидеть свое собственное будущее – возможная изоляция как реакция на осуждение со стороны международного сообщества.
Китайским людям не трудно понять какую роль играет Пекин на международной арене. Достаточно вспомнить старые поговорки, такие как «рыбак рыбака видит издалека», «человека можно узнать по его друзьям», и тогда станет ясно, что объединяет КПК, северокорейского лидера Ким Чен Ира и бирманскую хунту.