Фундаментальные проблемы образования в тоталитарном режиме
Великая Эпоха
Для общественности демократических стран наиболее актуальными проблемами образования являются вопросы приложения этики в науке, поиск новых методик творческого развития личности, гуманитаризация образования, однако в тоталитарных странах образование еще не переступило жесткую цензуру и тотальный контроль над личностью.
Образование в странах с тоталитарным режимом обладает рядом специфических особенностей, некоторые принципиальные моменты рассмотрены на примере Китайской Народной Республики.
Трудно представить, насколько идеология может сковать творческое сознание и поставить под жесткий контроль научные исследования. Говорить о результатах исследований, противоречащих изречениям основателей и лидеров коммунистического режима, строго запрещается, - и это не только в гуманитарных областях, но и естественнонаучных. Ученые, занимающиеся исследованиями, должны руководствоваться политикой и не противоречить изречениям вождей. Например, в 1953 году ученый демограф Ма Иньчу (ректор Пекинского университета) предложил произвести перепись населения. Тогда результат показал 600 млн. человек, и отметил увеличение роста населения на 2% с 1949 по 1953, а за 4 года население возросло на 100 млн. Ученый опубликовал статью «Контроль населения и научное исследование», которое было предъявлено для обсуждения Национальному Комитету Китая. В 1957 году он еще раз обратился с просьбой взять под контроль рождаемость. Ма Иньчу прямо перед Мао Цзэдуном заявил, что «после 50-ти лет население Китая достигнет 1,5 миллиарда», «если не взять под контроль, то будут катастрофические последствия». В результате, на этом ученом поставили ярлык «мальтузианство», и в январе 1960 году он «уволился» из университета, лишился других должностей и исчез с кругов политики и науки.
Проблема необразованности в тоталитарных режимах закладывается с формированием учебного процесса, начиная со школы, заканчивая высшими учебными заведениями. «В 1993 году власти КПК «выпустили и реализовали» такое положение «Положение о реформе и развитии образования КНР», где предоставили данные, что в конце прошлого века бюджет на образование занимал 4% (настоящее 3,28%) от ВВП, что гораздо меньше, чем в Уганде - малоразвитой стране».
В обязательную программу школьного образования включается предмет «политика», который изучается только в жестких цензурных рамках специального комитета правящей коммунистической партии Китая. Школьников, заставляют подписывать различные петиции, с совершенно незнакомым для них содержанием. В случае инакомыслия родителей, ребенку приходиться письменно и устно отрекаться от мировоззрения родителей, иначе им запрещается ходить в школу. Детям внушают, что не надо думать, а надо слушать. По этой причине многие дети лишаются возможности получить аттестат зрелости.
Учителя со своей стороны даже при огромном желании научить детей действительно полезным, но противоречащим политике партии знаниям, боятся возможности того, что в классе найдется хотя бы один ученик, который напишет отчет о преподавателе выпадающем из общих рамок. Поэтому уже на уровне школьного образования дети лишены возможности получать разностороннее общеразвивающее образование.
Экзамен по предмету «политика» устроен в виде теста с несколькими вариантами, один из которых правильный. В определенный период времени вопросы и ответы меняются в зависимости от нужд коммунистической пропаганды. «Политика» является основным предметом не зависимо от того, учится ли человек в начальной, средней школе, в университете, или же сдает вступительные экзамены в аспирантуру. Для предмета «политики» существует необходимый минимум, собранный в 2-х томах, включающих историю Китайской коммунистической партии (КПК) и научный социализм. Каждому студенту для получения образования приходится учить наизусть философско-исторические факты. Этот предмет считается даже важнее предметов по специальности (например, биология, информатика, математика и т.д.). Поэтому студенты даже после университета, чем дальше, тем больше теряют независимость мышления, способность и охоту к творчеству.
Существует и другая проблема образования в Китае, заключающаяся в том, что образование стало полностью коммерческим (платным). Способные ребята, получившие хороший школьный аттестат, но без денег лишены возможности учиться в университете. С другой стороны, школьники, чьи родители имеют сбережения, имеют возможность поступить в университет. Образование стало рынком. В результате этого профессора, преподаватели и студенты стремятся больше к деньгам, чем к профессиональному росту.
Недавно власти КПК официально признали, что ее реформа образования является неудачной. Редактор Цай Юнмэй гонконгского журнала «Кайфан» («Открытие») сообщила, что коммерциализация образования очевидно во всех отношениях провалилась, даже китайским официальным СМИ придется это признать. «Согласно сообщению ежедневника «Пиньго» («Яблоко») китайские власти на данный момент сообщили, что 27 млн. детей не имеют возможности получить «аттестат зрелости».