Культурная революция в Китае.'Кровавые' шестидесятые
Великая Эпоха
Однажды в нашей мастерской, молодой китайский электрик с помощью стального молотка взламывал двигатель электрического вентилятора и пел, цитируя из маленькой красной книги Мао: "Пока старое не уйдет, новое не прибудет". Из любопытства я спросил, что он делает. Он ответил, что маленькая красная книга Мао его вдохновила. Это случилось не в Китае, а в Малайзии, в конце шестидесятых, когда страна отчаянно боролась против подпольных коммунистических движений. Многие из-за заграничного китайского языка, который оказывал глубокое влияние на коммунистическое учение и был запрещен их правительствами, горели желанием вернуться в Китай, чтобы предложить свои услуги, несмотря на Культурную Революцию, которая уничтожала несчетное количество исторических сокровищ и убивала тысячи и тысячи жизней, оставляя миллионы разбитых домов.
Сдерживая свои эмоции, 65-ти летняя Ван Иньцзюнь, во время визита к своей дочери в Австралию, рассказала этот опыт: "На моего отца навесили ярлык "правый", это был один из пяти черных классов (землевладельцы, богатые крестьяне, реакционеры, плохие элементы и правые). С нами, его детьми, обращались хуже, чем с собаками. В школе, моих сестер, в то время им было только 13 и 16 лет, унижали и запугивали одноклассники. Они лишились всех своих прав и им даже сказали оставить школу. Несколько наших родственников посовещались и, не желая быть вовлеченными в резню, осудили моих родителей и составили заявление в местное отделение милиции, что они не имели никаких отношений с нами".
"Мне исполнилось двадцать пять, я только вышла замуж и носила нашего первого малыша, — продолжает Ван, — Однажды, пришли мои ученики и вытащили меня из моего общежития на улицу, связали и повесили табличку на мою шею. Чтобы унизить меня, один из них вылил бутылку черных чернил на мою голову. Меня били ногами, кулаками и заставляли дискредитировать себя. В течение следующих трех дней, я была унижена перед всеми другими школьниками. Если бы ни несколько родителей, которые старались остановить жестокие поступки своих детей, я, вероятно, умерла бы там. Однако я выжила. Но я потеряла своего ребенка".
Многие события, которые происходили в прошлом, люди могут забыть. Но Культурная Революция навсегда останется кровавой отметиной в истории Китая.
На этой неделе отмечают 40-летнюю годовщину начала "Великой Культурной Революции" в Китае. 16 мая 1966 года "Народная газета", рупор компартии Китая, опубликовала заявление Мао Цзэдуна, где он атаковал своих политических соперников. Это было задумано как "революция, затрагивающая души людей", ее целью было нападение на четыре основы вековых устоев: старые идеи, старую культуру, старые традиции и старые привычки — для того, чтобы привести сферы образования, искусство и литературу в соответствие с коммунистической идеологией. Если на что-либо падало подозрение в феодализме или буржуазности, оно должно было быть уничтожено.
Миллионы образованной молодежи были отправлены в сельскую область работать в деревнях и учиться у крестьянства. Мао полагал, что это в конечном счете создаст новое общество, где не было бы никакого промежутка между городом и деревней.
Униженные своими студентами и учениками преподователи, были отправлены в тюрьмы. За время 10-ти летней чистки погибли миллионы.
Тем не менее, ужасающее насилие Культурной Революции совершенно не отражено в истории Китая. Даже сегодня учебники бегло упоминают период 1966-1976 годов, и китайские лидеры пресекают любое празднование 40-й годовщины революции в этом месяце.