Десятки тысяч белых африканеров хотят переехать в Соединенные Штаты, чтобы спастись от предполагаемых расовых преследований в Южной Африке.
Группы африканеров регулярно собираются у посольства США с тех пор, как президент Дональд Трамп подписал указ от 7 февраля.
Дональд Трамп сократил американскую помощь ЮАР, обвинив правительство президента Сирила Рамафосы в «расовой дискриминации, включая конфискацию имущества по расовому признаку» и «шокирующем пренебрежении к правам своих граждан».
Дональд Трамп также предложил помощь в переселении африканеров — потомков преимущественно голландских, французских и немецких поселенцев, которые прибыли в Южную Африку в XVII веке. В указе говорится, что его администрация будет «поощрять переселение беженцев-африканеров», которые «являются жертвами несправедливой расовой дискриминации».
Вильгельм Снайман потерял работу в IT-секторе в 2019 году и признался, что с тех пор не может найти постоянную работу. Морщины на загорелом лице заставляют его выглядеть намного старше своих 46 лет.
«Это еще и стресс последних шести лет, из-за которого я выгляжу как «ou toppie» [старик]», — говорит он возле посольства США в Претории.
«Однажды начальник вызвал меня к себе и сказал, что ему пришлось уволить меня и других белых, чтобы нанять чернокожих сотрудников из-за политики позитивных действий правительства», — рассказал он Epoch Times. «К счастью, у моей жены еще есть работа, но это унизительно для мужчины — каждый день сидеть дома, ничего не делая, и довольствоваться небольшой подработкой то тут, то там».
«Я сделаю все, чтобы попасть в Америку и построить новую жизнь для своей семьи. Там на нас не будут смотреть свысока, потому что мы белые», — сказал Снайман.
Дональд Трамп заявил, что политика ЮАР «направлена на ликвидацию равенства возможностей в сфере занятости, образования и торговли», и что «ненавистническая риторика и действия правительства подпитывают непропорциональное насилие в отношении землевладельцев, находящихся в неблагоприятном расовом положении».
Сирил Рамафоса заявил, что действия его правительства направлены на восстановление баланса, нарушенного при апартеиде, когда белые пользовались привилегиями во всех сферах жизни. Он отрицает, что белые жители подвергаются кампании расового насилия, и говорит, что белые южноафриканцы по-прежнему являются самыми привилегированными гражданами страны.
«Это правда», — прокомментировал Герман Преториус, представитель Института расовых отношений, исследовательской группы, анализирующей трансформации в южноафриканском обществе. «Однако это не означает, что сотни тысяч белых не живут в нищете и не имеют работы. Я могу сводить вас в лагеря скваттеров, где живут почти исключительно белые».
Герман Преториус говорит, что многие белые жители ЮАР чувствуют себя «маргиналами и нежелательными» в результате политики позитивных действий и расширения экономических прав и возможностей чернокожих, проводимой Африканским национальным конгрессом (АНК) Рамафосы, крупнейшей партией в коалиционном правительстве.
«Это те африканеры, которые будут пытаться попасть в США в результате исполнительного распоряжения Трампа», — сказал он.
Многие группы, представляющие права африканеров, поблагодарили американского лидера за его предложение, но заявили, что большинство африканеров останутся в ЮАР, чтобы сосредоточиться на строительстве страны, несмотря на многочисленные проблемы.
Заголовки облетели весь мир: «Африканцы Южной Африки отвергают предложение Трампа о предоставлении убежища», — говорилось в одном из них. «Нет, спасибо: белые южноафриканцы отклоняют предложение Трампа об иммиграции», — гласил другой.
Однако в посольстве США 27-летняя Сюзетт Стейн заявила, что «так называемые африканерские группы не имеют права» говорить от имени 4,5 миллионов африканеров страны.
«Если они счастливы жить в стране, где ты чувствуешь себя ужасно, потому что ты белый, где ты не можешь найти работу, потому что ты белый, где ты не можешь спать, не беспокоясь о том, что в твой дом ворвутся преступники, чтобы изнасиловать и убить тебя, то пусть так и будет», — сказала она в интервью Epoch Times. «Мне жаль, но для меня в Южной Африке нечего строить, и если я смогу уехать в США благодаря президенту Трампу, я это сделаю».
Калли Крил, президент организации Afrikaner advocacy organisation Afriforum, сообщил Epoch Times, что его группа получила около 30 000 заявлений от африканеров, желающих получить статус беженца в США.
Гэри Айзенберг, один из ведущих иммиграционных адвокатов Южной Африки, сказал Epoch Times, что процесс будет сложным и что приглашение Дональда Трампа не такое уж открытое, как кажется.
«Существует много, много логистических препятствий», — сказал он Epoch Times.
Согласно указу Дональда Трампа, госсекретарю Марко Рубио и министру внутренней безопасности Кристи Ноэм поручено разработать план по содействию переселению африканеров в рамках Программы приема беженцев США (USRAP).
Однако 20 января другим указом Дональда Трампа эта программа была приостановлена, сказал Айзенберг.
«USRAP — это путь вперед для беженцев-африканеров, но ее больше не существует», — сказал он. «Ее приостановка означает, что теперь существует бессрочный запрет на прием беженцев. Собираются ли власти США обойти этот запрет только для белых африканеров? Нет никаких признаков того, что они это сделают».
Карен-Ли Поллак, американский иммиграционный адвокат, говорит, что если Дональд Трамп восстановит программу приема беженцев, план для африканеров останется сложным.
«Предстоит прояснить множество вопросов, включая определение африканера», — сказала она в интервью Epoch Times.
«Заявитель должен представить очень убедительные доводы в пользу статуса беженца. Они должны доказать, что их жизни угрожает опасность и что она по-прежнему будет под угрозой, если они останутся в Южной Африке», — говорит Поллак.
Вильгельм Снайман и Сюзетт Стейн сказали, что это не будет проблемой.
«Когда я ехал на красивом Мерседесе, на меня напали, и у меня до сих пор хранятся все документы, связанные с этим делом», — сказал Снайман.
Сюзетт Стейн добавила: «Это Южная Африка! Мы живем в страхе смерти каждый день. Любой южноафриканец может рассказать вам, как на него влияет преступность. Разве этого не достаточно, чтобы получить статус беженца?»
В Южной Африке один из самых высоких уровней насильственной преступности в мире: здесь распространены убийства, изнасилования и вооруженные ограбления.
По словам Поллак, важно отметить, что если USCIS предоставит африканерам статус беженца на основании утверждений о преследовании в прошлом или страха преследования в будущем в Южной Африке, это может поставить под угрозу их иммиграционный статус в США, если они решат вернуться в ЮАР.