Победа Дональда Трампа в гонке за пост следующего президента США будет иметь экономические последствия для остального мира, которые, вероятно, будут глубокими и незамедлительными.
Если Трамп реализует хотя бы часть своих обещаний (от повышения торговых тарифов до дерегулирования, увеличения объемов бурения нефтяных скважин и повышения требований к партнерам Америки по НАТО), нагрузка на государственные финансы, инфляция, экономический рост и процентные ставки будут ощущаться во всех уголках мира.
По прогнозам Edison Research, в среду Трамп вернул себе Белый дом, набрав более 270 голосов, необходимых для победы на президентских выборах. Республиканская партия получила большинство в Сенате и может выиграть Палату представителей, что облегчит президенту законодательное оформление своих предложений и проведение ключевых назначений.
«Бюджетные обещания Трампа вызывают серьезные опасения — как для американской экономики, так и для мировых финансовых рынков, — поскольку они обещают значительно увеличить и без того чрезмерный дефицит, в то же время угрожая подорвать ключевые институты», — заявил Эрик Нильсен, главный экономический советник группы UniCredit.
«Следует сделать вывод, что Трамп представляет собой серьезную — и до сих пор сильно недооцененную — угрозу для рынка казначейских обязательств США и тем самым для мировой финансовой стабильности», — сказал Нильсен.
Импортные пошлины, включая универсальный 10-процентный тариф на импорт из всех зарубежных стран и 60-процентный тариф на импорт из Китая, являются ключевым пунктом политики Трампа и, вероятно, окажут наибольшее глобальное воздействие.
Тарифы тормозят мировую торговлю, снижают темпы роста для экспортеров и негативно сказываются на государственных финансах всех заинтересованных сторон. Они могут привести к росту инфляции в Соединенных Штатах, что вынудит Федеральную резервную систему США ужесточить денежно-кредитную политику.
Фирмы в основном перекладывают расходы на импорт на покупателей, поэтому тарифы, скорее всего, приведут к инфляции для американских покупателей, вынуждая ФРС дольше сохранять высокие процентные ставки или даже изменить курс и снова поднять стоимость заимствований.
Это станет еще более вероятным, если Трамп будет придерживаться своих обещаний по расходам и налогам, которые могут увеличить долг США на 7,75 триллиона долларов до 2035 года, по данным беспартийного Комитета за ответственный федеральный бюджет.
«Наибольший ущерб будет нанесен при введении универсального импортного тарифа», — говорит Рогир Куэдвлиг из ABN Amro. «Если в конечном итоге тарифы не будут универсальными, удар по мировой экономике будет значительно слабее».
«Полный пакет мер Трампа, включая универсальный, скорее всего, сильно ударит по мировой экономике».
Для развивающихся рынков, зависящих от долларового финансирования, такая политика приведет к удорожанию заемных средств, что нанесет двойной удар в дополнение к потерям экспорта, пишет Reuters.
Те же силы, которые могут подтолкнуть инфляцию в США, могут оказать давление на цены в других странах, особенно если Трамп введет чрезмерно высокие пошлины в отношении Китая.
Будучи крупнейшим в мире экспортером, Китай отчаянно пытается возобновить рост, поэтому он может искать новые рынки сбыта для товаров, вытесняемых из США, и выбрасывать продукцию в другие страны, особенно в Европу.
Правительства также, вероятно, примут ответные меры против любых импортных пошлин США, что еще больше затормозит торговлю и еще больше снизит темпы роста мировой экономики.
Высокие ставки ФРС и снижение стоимости заимствований в других странах также приведут к росту курса доллара, о чем свидетельствует падение стоимости евро и иены на 1,5% за ночь. Это еще больше ударит по развивающимся рынкам, поскольку более 60% международных долгов номинированы в долларах.
Мексика может пострадать больше всех, учитывая риторику Трампа о закрытии границы, которая звучит на фоне и без того ухудшающихся внутренних перспектив.
Среди потенциальных «победителей» — Бразилия, которая может увеличить объемы торговли с Китаем, поскольку Пекин заменил весь импорт сои из США на бразильский, когда во время первого президентского срока Трампа возникла торговая напряженность.
Европа также может пострадать от увеличения расходов на оборону, если Трамп сократит поддержку НАТО.
Однако государственный долг в Европе уже приближается к 90% ВВП, так что правительствам будет трудно стимулировать экономику, страдающую от торговых барьеров, и одновременно финансировать военные расходы.