ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Древние люди построили обсерваторию в пустыне 2300 лет назад, которая определяет точную дату с помощью Солнца — но как?

Великая Эпоха
2300-летняя солнечная обсерватория определяет дату, как календарь, с помощью солнца. (Janine Costa/AFP via Getty Images)

Когда инки прибыли в долину реки Касма, где когда-то стояла каменная обсерватория, которая измеряла течение времени по солнцу, это место казалось им удивительным.

Долина реки Касма — это плодородный уголок среди сурового климата. Она вьется от пышного перуанского побережья через засушливые пустыни и суровые горы, тонкой лентой зелени прорезая бескрайнюю тундру.

И хотя перуанские инки использовали труд рабов для обработки этой щедрой долины, они не построили солнечную обсерваторию, которая сегодня стоит там в руинах. Разрушенный комплекс под названием Чанкильо, где находится эта обсерватория, в 250 милях к северу от Лимы, существовал до правления империи инков на тысячелетия раньше и был построен более древним народом.

Культура Касма построила Чанкильо вблизи побережья в долине Касма между 300 и 200 годами до нашей эры. Здесь солнечная обсерватория до сих пор с точностью отслеживает путь солнца в разное время года, несмотря на то, что ей уже 2300 лет.

Считается, что это удивительное каменное сооружение служило древним календарем.

Чанкильо с высоты птичьего полета (Janine Costa/AFP via Getty Images)
Древние руины Чанкильо, 250 миль к северу от Лимы, Перу. (Janine Costa/AFP via Getty Images)

Принцип его работы заключается в том, что он состоит из 13 каменных башен, равномерно расположенных на хребте, как гигантская линейка. С определенного места на определенном расстоянии от обсерватории, лицом на восток, можно наблюдать восход солнца вдоль этого ряда башен.

Место восхода солнца между любыми двумя башнями или на обоих концах ряда указывает наблюдателю на точную календарную дату — культура Касма пользовалась не современным римским календарем, а гораздо более древним, хотя и тот, и другой совпадают в дни солнцестояния.

Солнечная обсерватория также обозначает солнцестояние.

Солнцестояния — это самые длинные и самые короткие дни года, знаменующие начало зимы и лета. Кроме того, это крайние точки годового пути Солнца по небу — самая северная и самая южная. Восход солнца с левой стороны обсерватории, с ее северного края, означает начало лета; восход с правой стороны, с южного края, означает, что наступила зима.

В то время как восход солнца с обоих концов обсерватории знаменует солнцестояние, его появление посередине этой линейки из 13 башен соответствует одному из двух 6-месячных периодов между ними.

13 башен солнечной обсерватории (Janine Costa/AFP via Getty Images)

Ее измерения имеют точность до одного-двух дней — так же, как это делали представители культуры Касма много веков назад. Сегодня эта солнечная обсерватория считается уникальной и старейшей в своем роде.

Но это еще не все, что есть в Чанкильо.

На соседнем холме до сих пор стоит еще одно впечатляющее сооружение: с тройными стенами для прочности и фальшивыми входами, чтобы держать захватчиков на расстоянии, нагромождение каменных кладок в виде цилиндрических петель, как считают, являются остатками укрепленного храма.

«Чанкильо — это шедевр древних перуанцев. Шедевр архитектуры, шедевр технологии и астрономии», — сказал перуанский археолог Иван Геззи (Ivan Ghezzi) в интервью AFP во время посещения этого места. «Это колыбель астрономии в Америке».

Вид сверху на солнечную обсерваторию (Janine Costa/AFP через Getty Images)
Вид на Чанкильо с высоты птичьего полета. (Janine Costa/AFP via Getty Images)

В 2007 году господин Геззи и его британский коллега Клайв Рагглз написали исследование о Чанкильо. Они предположили, что башни были солнечной обсерваторией, которая отмечала солнцестояние и, возможно, помогала древним людям отслеживать сезоны посева и сбора урожая, а также религиозные праздники.

В течение длительного времени фермеры современной долины реки Касама, а также жители плодородного побережья, которые сделали Перу одним из самых мощных производителей авокадо в мире, стремились расширить свои хозяйства на землях, где стоят эти археологические руины.

В 2020 году, когда вспыхнул COVID, археологи покинули многие раскопки в Перу, а фермеры, как сообщается, воспользовались этим, высаживая сельскохозяйственные культуры в пределах Чанкильо.

Укрепленный храм с тройной стеной и фальшивыми дверями, вид сверху. (Janine Costa/AFP via Getty Images)
Исследователь изучает сооружение в Чанкильо. (Janine Costa/AFP via Getty Images)
Укрепленный храм с тройными стенами и солнечной обсерваторией на заднем плане в Чанкильо. (Janine Costa/AFP via Getty Images)

С начала пандемии и до сих пор десятки исторических памятников были окружены ЮНЕСКО, в том числе Чанкильо и ряд других объектов по всему миру.

В 2021 году Чанкильо — вместе с лесом Каенг Крачан в Таиланде и древним китайским портом Цюаньчжоу — был объявлен зоной ограниченного доступа и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как сообщается, с целью сохранения того, что от него осталось, и недопущения фермеров и мародеров.

Еще одно перуанское место древних руин было защищено в 2009 году, когда Карал, старейший город в Америке, вместе с шестью пирамидами стал объектом Всемирного наследия. Между тем знаменитая цитадель Мачу-Пикчу, возвышающаяся высоко в перуанских горах, имеет охранный статус с 1983 года.