ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В Антверпене развивают систему отслеживания алмазов из РФ (ВИДЕО)

Великая Эпоха
Ограненные бриллианты на алмазной бирже в Антверпене, Бельгия, 30 октября 2023 года. (REUTERS/Johanna Geron)

Всего через несколько недель после вторжения России в Украину в феврале 2022 года антверпенский алмазный дилер Тьерри Тугендхафт начал получать звонки от крупных ювелиров в Париже с просьбой прекратить поставки российских камней. Другим алмазным фирмам Антверпена также было предложено избегать поставок из РФ.

Теперь страны G7 хотят ввести официальный запрет на российские камни. Объявление ожидается уже несколько недель, но разногласия по поводу деталей затягивают процесс, сообщил Reuters источник, знакомый с ситуацией.

Крупнейшие западные ювелиры, от Tiffany's до Cartier и Van Cleef & Arpels, стремятся дистанцироваться от российской алмазной торговли. Импорт российского алмазного сырья в настоящее время составляет менее 5% от довоенного уровня, сказал источник.

Тугендхафт, глава компании T. Diamonds BVBA, говорит, что около 50% его алмазного сырья раньше поступало из России. Покупатели дали ему всего шесть недель на поиск альтернативных поставок.

"Переход был довольно быстрым, поскольку мы уже вели переговоры с Канадой, когда все еще покупали у России", — сказал Тугендхафт. В настоящее время его компания получает около 80% алмазов из Канады, а остальные — из африканских стран, включая Лесото, ЮАР и Ботсвану.

По словам Тугендхафта, другие антверпенские дилеры оказались менее проворными и были вынуждены приостановить торговлю алмазным сырьем, поскольку европейские банки не стали финансировать их российские поставки. В настоящее время около 90% мировых алмазов проходит огранку в Индии.

Основная проблема запрета российских алмазов на западных рынках, на которые приходится 70% мирового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами, заключается в том, как отследить происхождение камней.

Тугендхафт, работающий в алмазном бизнесе уже 30 лет, говорит, что в его компании, использующей гелиевый сканер для получения трехмерных изображений на каждом этапе обработки алмазов, которые затем заносятся в блокчейн-бухгалтерию вместе с датами и счетами за каждое движение в процессе производства, система отслеживания уже достаточно развита.

Это стоит несколько процентов от его выручки, и, по его словам, полный западный запрет на российские драгоценные камни не только дорого обойдется отрасли, но и может занять еще один год для полной реализации. Он считает, что Антверпен — единственное место, которое может справиться с объемом алмазного сырья, в то время как таможенные расходы и расходы на транспортировку еще больше увеличатся.

Крупнейшая по стоимости алмазов компания De Beers использует блокчейн под названием Tracr. Существуют и другие системы, но технология не получила широкого распространения в отрасли.

"Настоящая проблема заключается в очень маленьких камнях. Они приходят в посылках по 20 000-40 000 камней. Как можно взять каждый камень и поместить его в блокчейн? Это просто нереально", — сказал он.

Большинство предложений, рассматриваемых G7, в настоящее время сосредоточены на алмазном сырье весом от 1 карата и выше.

По словам источников в отрасли, после огранки алмаза надежное отслеживание его происхождения становится практически невозможным без сопоставления данных об исходном камне, что возлагает ответственность на этап первичной сортировки алмазного сырья в Антверпене.

Возможно, со временем новые технологии позволят определять происхождение камня, сопоставляя его с уникальной геологией рудников, но эта технология пока находится в стадии разработки.