ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

После молитивы за мир в Украине российских священников лишают сана

Великая Эпоха
После молитивы за мир в Украине российских священников лишают сана

Недавно преподобный Иоанн Коваль провел одну из своих первых служб в Анталии, Турция, после того, как руководство Русской Православной Церкви решило снять с него сан после его молитвы за мир в Украине.

В сентябре прошлого года, когда президент Владимир Путин отдал приказ о частичной мобилизации резервистов, Московский Патриарх Кирилл потребовал от своих священнослужителей молиться о победе. Стоя перед алтарем и десятками своих прихожан в одном из московских храмов, Коваль решил поставить мир выше приказа патриарха.

«Со словом "победа" молитва приобрела пропагандистский смысл, формируя правильное мышление у прихожан, у духовенства, о чем они должны думать и как они должны смотреть на эти военные действия, — сказал Коваль. — Это противоречило моей совести. Я не мог подчиниться этому политическому давлению со стороны иерархии».

В молитве, которую он читал несколько раз, 45-летний священник изменил всего одно слово, заменив "победу" на "мир", но этого оказалось достаточно для того, чтобы церковный суд лишил его сана священника.

Подобно авторитарному режиму Путина, Кирилл выстроил в церкви жесткую иерархию, требующую полного подчинения, сказал в интервью The Associated Press Андрей Десницкий, профессор филологии Вильнюсского университета в Литве. Если священник отказывается читать молитву патриарха, его лояльность вызывает подозрение.

Когда началась война, большинство священников молчали, опасаясь давления со стороны церкви и государственных властей; лишь небольшая часть высказалась. Из более чем 40 000 священнослужителей Русской Православной Церкви только 300 священников подписали открытое письмо с призывом к миру в Украине.

Но каждый из этих публичных голосов против войны крайне важен, считает координатор правозащитной группы "Христиане против войны" Наталья Василевич.

"Это ломает, казалось бы, монолитную позицию Русской Православной Церкви", — сказала она AP.

С начала войны группа насчитала не менее 30 православных священников, столкнувшихся с давлением со стороны религиозных или государственных властей. Но, по словам Василевич, таких случаев может быть еще больше, поскольку некоторые священники боятся говорить о репрессиях, опасаясь, что это приведет к новым.

В Русской Православной Церкви объясняют репрессии против священников, выступавших против войны, наказанием за их так называемую вовлеченность в политику. Такие священники могут быть переведены на другую работу, временно освобождены от своих обязанностей или дискредитированы.

После того как суд Русской Православной Церкви принял решение об отстранении от сана, Коваль обратился к Вселенскому патриарху Константинопольскому Варфоломею, который заявил о своем праве принимать апелляционные прошения от священнослужителей других православных церквей, несмотря на возражения России.

В июне Константинопольский патриархат решил, что Коваль был наказан за свою позицию в отношении войны, и постановил восстановить его в священном сане. В тот же день Варфоломей разрешил ему служить в своих церквях.

Преподобный Иоанн Бурдин также хотел покинуть Русскую Православную Церковь после того, как он выступил против войны в небольшом храме под Костромой, а местный суд оштрафовал его за дискредитацию российской армии. Он попросил патриарха одобрить его переход в Болгарскую православную церковь, но вместо этого Кирилл запретил его служения до тех пор, пока священник не принесет публичные извинения.

Не имея права служить в церкви, Бурдин перенес свои проповеди в Telegram-канал, где он наставлял православных христиан, сбитых с толку поддержкой войны патриархом.

Преподобный Яков Воронцов, священник из Казахстана, был потрясен и отчаялся, когда впервые услышал новость о начале войны. Он надеялся, что церковь выступит посредником в урегулировании конфликта. Но ни коллеги, ни начальство не поддержали его призывы к проповеди мира.

В то время как его антивоенные посты в Facebook получили поддержку в сети, в офлайне реакция была враждебной. Начальство несколько раз переводило его на другую должность, запрещало читать проповеди и просило прихожан держаться от него подальше. В конце концов священник потерял надежду и решил временно прекратить служение в Русской Православной Церкви.

"Они хотели, чтобы я ушел, и в конце концов добились своего", — говорит священник, сидя в своей квартире без черной рясы, которую он носил последние 13 лет. "Но я не отказался от сана, я просто решил, что пока не могу находиться среди этих людей в такой ситуации".

Влияние патриарха выходит далеко за пределы своей страны, и его распоряжения распространяются даже на священников, служащих за рубежом. В феврале Кирилл отстранил от служения на три месяца священника православного храма в Мадриде Андрея Кордочкина за его антивоенную позицию.

С первых дней войны Кордочкин публично осуждает российское вторжение и регулярно молится за мир в Украине. Он считает, что священники не должны молчать и должны нести людям христианское послание.

"Мы обязаны высказывать свое мнение, чего бы это ни стоило".