Правительство премьер-министра Элизабет Борн, наконец, решило использовать пункт 3 статьи 49 Конституции для проведения своей пенсионной реформы.
Напомним, что основной целью этого проекта параметрической реформы, против которой выступает большинство французов, является экономия почти 18 миллиардов евро. Эта экономия будет направлена на финансовую балансировку системы, финансирование новых мер защиты, а также на то, чтобы подать сигнал европейским партнерам и финансовым рынкам в то время, когда устойчивость французского суверенного долга вызывает беспокойство.
Об этом проекте было много написано, но лишь немногие голоса ставят под сомнение справедливость распределения усилий между поколениями.
Для того чтобы распределительная пенсионная система функционировала должным образом и была сбалансированной, соотношение между числом работающих и числом пенсионеров не должно опускаться ниже определенного порога.
Проблема распределительной системы, прежде всего, демографическая. С 2015 года численность населения Франции в возрасте 60 лет и старше превысила численность населения в возрасте до 20 лет. Как и многие западные страны, Франция стареет.
В этом контексте неудивительно, что соотношение работающих и пенсионеров тает, как снег на солнце. В последнем докладе Совета по ориентации пенсионеров (Conseil d'orientation des retraites, COR) говорится, что в ближайшие десятилетия это соотношение будет продолжать снижаться в связи с увеличением продолжительности жизни.
Конечно, это не имело бы большого значения, если бы работающие люди наслаждались значительно более высоким средним уровнем жизни, чем старшая часть населения. Однако, несмотря на обман с «маленькими пенсиями», все обстоит как раз наоборот! Во Франции, по данным INSEE, уровень жизни пенсионера в среднем выше, чем у работающего человека, в частности, из-за уже накопленного портфеля недвижимости и гораздо более низкого уровня задолженности.
Странная конфигурация, которую Франция разделяет только с двумя другими странами в мире: Люксембургом и Израилем!
Поколение бэби-бума во многих отношениях находится в довольно выгодном положении. Демографическая ситуация благоприятствовала им в том смысле, что они прилагали меньше усилий, чтобы внести свой вклад. В результате, по оценкам, сегодняшние пенсионеры получают в два раза больше, чем они вносили в течение своей трудовой жизни.
В этой ситуации представляется правомерным поставить под сомнение социальную справедливость проекта реформы, в котором относительно более бедным и нестабильным работникам предлагается финансировать пенсионную систему, которая приносит пользу людям, в среднем более обеспеченным.
Сегодняшней молодёжи пришлось волей-неволей приспосабливаться к глобализации, безумной финансиализации и скрытому культурному размыванию. Затем им пришлось адаптироваться к цифровизации общества и средств производства, соглашаться на «плохую работу»... рискуя иногда потерять всякую мотивацию и даже сам смысл работы. Работа все чаще выполняется удалённо и не имеет стабильности, а диплом больше не обеспечивает защиту.
Кроме того, именно сегодняшним и завтрашним трудящимся людям предыдущие поколения оставили чудовищные экономические и экологические долги, которые необходимо оплачивать. Должны ли мы рассматривать это как причинно-следственную связь, когда эти активные молодые люди, в конце концов, больше не находят ресурсов, смысла или желания иметь детей? Семь лет подряд снижения рождаемости в богатой стране: не является ли это главным сигналом кризиса доверия, который разъедает нацию, которая, глядя в зеркало заднего вида, уничтожает свое будущее?
И пока одни смиряются, другие — во Франции, как и во всем мире, — переходят к более радикальным формам протеста.
Солидарная система — дисфункциональная, в которой сегодняшние и завтрашние рабочие люди, в среднем более бедные и находящиеся в нестабильном положении, призваны урегулировать экономический, социальный и экологический баланс поколения, уже вышедшего на пенсию, которое, подобно кузнечику из басни, отличилось своей неспособностью предвидеть.
Жюльен Пилло — преподаватель экономики (Inseec), доцент (Университет Париж Сакле) и младший научный сотрудник (CNRS), INSEEC Grande École
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно совпадают с мнением Epoch Times.
По материалам The Epoch Times