В конце прошлого года правительство России опубликовало официальные результаты переписи населения 2021 года, и они показали значительное снижение численности многих нерусских этнических меньшинств страны.
Численность этнических татар — самого крупного этнического меньшинства страны — якобы сократилась почти на 600 000 человек. Марийская этническая группа сократилась на 22,6 процента, чувашское население уменьшилось на 25 процентов, а численность удмуртов сократилась на 30 процентов, сообщает Radio Free Europe.
В то же время число респондентов переписи, отказавшихся назвать свою этническую принадлежность, выросло почти до 16,5 миллионов человек, согласно официальным данным. Подобные цифры заставили многих демографов и других экспертов, а также активистов, представляющих этнические меньшинства страны, усомниться в достоверности результатов и намерениях Кремля.
«Число людей, отказавшихся от этнической идентификации, значительно выросло», — сказал российский социолог Игорь Яковенко. «Это результат растущей ксенофобии. Люди понимают, какие последствия могут быть в будущем — лучше ничего не говорить, на всякий случай».
Перепись включала украинский регион Крым, который Россия незаконно оккупировала в 2014 году.
Общая численность населения страны составила 144,7 миллиона человек, или 147,2 миллиона человек, если учитывать украинский Крым, по сравнению с 142,8 миллиона человек, которые были выявлены в ходе переписи 2010 года.
Независимое опросное агентство «Левада-центр» выяснило, что 42 процента россиян заявили, что вообще не принимали участия в переписи, а в Москве этот показатель достиг ошеломляющих 73 процентов.
«Это означает, что около 56-57 миллионов человек не участвовали в переписи», — сказал демограф Алексей Ракша, который был уволен из Росстата в июле 2020 года за то, что поставил под сомнение правительственные данные о смертельных случаях от коронавируса.
В интервью РСЕ/РС работники переписи подтвердили, что большая часть предоставленных данных была вымышленной.
«Нас заставляют фальсифицировать данные, и, насколько я понимаю, это происходит в больших масштабах по всему Санкт-Петербургу, потому что уровень участия очень низкий», — сказала в интервью «Север.Реалии» РСЕ/РС в ноябре 2021 года одна переписчица, попросившая не называть ее имени, опасаясь последствий. «Меня это очень беспокоит, потому что нас заставляют делать незаконные вещи по приказу областной администрации. Как социолог, я знаю, что ценность таких данных равна нулю».
«Я бы не стала сильно полагаться на результаты этой переписи», — сказала социолог и приглашенный профессор канадского Карлтонского университета Гузель Юсупова. «Вопросы к ней есть не только у представителей татарской интеллигенции и активистов из других этнических республик, но и у представителей академического сообщества».
Яковенко подчеркнул, что опрос невозможен «в тоталитарных и фашистских режимах».
Татарский историк и этнограф Дамир Исхаков сказал, что «ведущие демографы признали, что этот статистический материал ничего не стоит».