ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Власть генсека Си Цзиньпина под вопросом. Спад китайской экономики усиливает внутрипартийную борьбу

Великая Эпоха
Си Цзиньпин (слева), Ли Кэцян (справа) и Ван Цишань (в центре) — три человека, обладающие самой высокой политической властью в Китае. (Feng Li/Getty Images)

В течение последних девяти лет реальная власть в Китае была сосредоточена в основном в руках генсека Си Цзиньпина, а премьер Ли Кэцян имел лишь номинальную власть. Однако недавно эта ситуация изменилась, что привлекло внимание многих зарубежных СМИ.

14 мая два крупнейших информационных агентства компартии Китая «Синьхуа» и «Жэньминь жибао» опубликовали полный текст выступления Ли Кэцяна на Пятой рабочей конференции Госсовета по вопросам честного управления, которая проходила 25 апреля.

Кацудзи Наказава, старший корреспондент японского издания Nikkei Asian Review, сказал, что его удивило не содержание выступления премьера, а то, что его речь заняла почти 10 000 слов на страницах главных партийных газет.

Что касается содержания, то на поверхности речь Ли Кэцяна соответствовала политике Си Цзиньпина по искоренению коррупции. Однако при более внимательном анализе можно заметить, что практически во всей своей речи премьер говорил об экономике: мерах по восстановлению экономики, приверженности рыночным механизмам, снижении налогового бремени, поддержке малого и среднего бизнеса, создании рабочих мест.

«Это столпы так называемой экономической модели Ли Кэцяна, обозначенные им в первые дни пребывания в должности премьера. По мере того, как Си усиливал свой контроль над экономикой, эта модель была фактически отложена. Однако публикация речи премьера в крупных партийных изданиях говорит о том, что экономическая политика Ли Кэцяна снова начала набирать силу», — пишет Наказава.

В своей статье он указал на фразу в речи Ли Кэцяна, которая особенно привлекла его внимание: «Содействие экономическому и социальному развитию является основной обязанностью правительств всех уровней, а также основным требованием для улучшения стиля партийной работы и построения честного правительства».

По мнению Наказавы, премьер Ли говорит о том, как управлять компартией, что превышает сферу его полномочий и является вмешательством в дела Си Цзиньпина, так как обычно премьер-министр отвечает за макроэкономическую политику.

Примечательно также и то, что Ли Кэцян в своей речи практически не упомянул «политику нулевой терпимости» в отношении вируса COVID-19, которую проводит Си Цзиньпин. Эта политика была в очередной раз подтверждена на недавнем заседании Постоянного комитета Политбюро, то есть высшего руководящего органа партии, на котором также присутствовал Ли Кэцян.

Спад экономики активизировал важные изменения внутри партии

По словам Наказавы, публикация речи Ли Кэцяна в партийных СМИ также может быть связана с очень низкими экономическими показателями Китая в апреле. Промышленное производство и розничные продажи в Китае неуклонно сокращаются под давлением политики «нулевой терпимости», а также из-за ужесточения контроля со стороны партии над технологическими компаниями, сектором недвижимости и сферой образования.

Наказава уверен, что недавно внутри партии произошли важные изменения, а именно — сдвиг в принятии экономических решений от единоличных решений Си к решениям, в принятии которых доминирует премьер-министр.

«По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что в будущем политическая координация будет больше».

Однако Си Цзиньпин вовсе «не отрёкся от престола». В качестве примера Наказава привёл тот факт, что возглавляемая Хэ Лифэном, ближайшим соратником Си, Комиссия по национальному развитию и реформам, выпустила новый журнал под названием «Исследование экономической мысли Си Цзиньпина».

Комиссия по национальному развитию и реформам является высшим экономическим органом в Китае. Публикация такого журнала сигнализирует о том, что Си полностью контролирует ситуацию в экономике страны.

Скромное празднование юбилея комсомола

Соратники Си Цзиньпина относительно скромно отпраздновали 100-летие Коммунистической лиги молодёжи, одной из организаций компартии.

Праздничные мероприятия проходили 10 мая в небольшом банкетном зале. Прошлый юбилей 10 лет назад праздновался в актовом зале Дома народных собраний и участников было гораздо больше.

В своей приветственной речи Си сделал акцент на том, что компартия стоит над комсомолом. Он в частности сказал: «Без Коммунистической партии Китая не было бы Коммунистического союза молодёжи».

Комсомольская организация была колыбелью нескольких поколений китайских лидеров, которые начали свою карьеру в комсомоле и поднялись до высших партийных должностей. Среди них бывший генсек Ху Цзиньтао, премьер-министр Ли Кэцян, вице-президент Ли Юаньчао, бывший глава канцелярии компартии Лин Цзихуа и другие.

Примечательно, что после Ху Цзиньтао количество членов комсомола стало резко сокращаться, и влияние этой организации также уменьшилось.

Перед партийным съездом всегда происходят крупные инциденты

«Возвращение влияния Ли Кэцяна и холодное отношение к столетию комсомола — это два противоположных течения внутри партии, — пишет Наказава, — считается, что это проявление политических разногласий в преддверии съезда компартии этой осенью».

По мнению Наказавы, хотя Ли Кэцян публично заявил, что это его последний год на посту премьер-министра, после съезда он, вероятно, займёт довольно важный пост, так как ему сейчас 66 лет и он ещё не достиг пенсионного возраста — 68 лет.

«Для Си это будет иметь большое значение, так как до сих пор он пользовался неоспоримой властью. Если он разыграет не ту карту, то может остаться генсеком только номинально. История говорит нам, что перед партийным съездом всегда происходят крупные события», — пишет Наказава.

Си Цзиньпин потеряет монополию на власть или ещё больше укрепит её

11 мая газета Wall Street Journal опубликовала статью под названием «Ли Кэцян выходит из тени Си Цзиньпина». В статье говорится, что экономика Китая испытывает трудности, а внутри компартии растёт недовольство политикой Си, что создаёт широкие возможности для Ли Кэцяна и его сторонников.

В статье также упоминается, что Ли Кэцян пытается повлиять на то, кто будет назначен следующим премьер-министром, с целью сдерживать и уравновешивать Си, пока он находится у власти.

Си Цзиньпин по-прежнему обладает большой властью, «но разница теперь в том, что это больше не игра одного актёра, появились также и другие актёры».

По мнению журналистки, специализирующейся на Китае, Вэй Линлин, которую цитирует Wall Street Journal, Си пришлось пойти на некоторые тактические компромиссы по экономическим вопросам.

«Если экономический спад продолжится, это подорвёт основную базу, на которой держится правление компартии Китая. Си Цзиньпин фактически согласился отказаться от некоторых политических кампаний, которые он начал в прошлом году».

По поводу выбора следующего премьера, Вэй Линлин написала: «Мы увидим, будут ли усилия Ли Кэцяна эффективными, или же Си Цзиньпин продолжит оставаться доминирующей политической силой в Китае и станет ещё более могущественным».

Несколько дней назад Ли Кэцян посетил Юньнаньский университет. Во время своего визита он не носил маску, что привлекло большое внимание наблюдателей. Однако все видео и фото его визита подверглись цензуре в китайском Интернете и были удалены, как и заголовки соответствующих сообщений на ресурсе Weibo (китайский аналог Twitter).

Примерно за неделю до этого Си Цзиньпин посетил университет Жэньминь. После визита, были опубликованы фотографии, на которых генсек проводит встречи без маски. Эти фото не были удалены из китайского Интернета.

По материалам Epoch Times