Атомная энергия снова в моде во Франции — и даже стала позитивной темой будущего в кампании по выборам президента в 2022 году. Во вторник президент Эммануэль Макрон объявил об инвестициях в размере одного миллиарда евро в строительство малых атомных электростанций и новые технологии обращения с ядерными отходами. Впервые за многие годы Франция объявила о масштабных инвестициях в ядерную энергетику.
Макрон придерживается своей часто используемой стратегии "и то, и другое" в этом вопросе, чтобы не оттолкнуть ни один из лагерей: он хочет инвестировать в ядерную энергетику, но в то же время, необходимо расширить использование возобновляемых источников энергии. Его волнуют меры "против изменения климата", а также защита отечественной промышленности - и не в последнюю очередь, цены на электроэнергию.
Атомная промышленность — это "счастье для страны", подчеркнул Макрон в своей речи в Елисейском дворце во вторник. Это позволяет Франции быть "среди европейских стран, которые выбрасывают меньше всего CO2 при производстве электроэнергии".
По сравнению с другими странами ЕС, Франция производит значительно меньше углекислого газа — в основном благодаря тому, что 70 процентов её электроэнергии поступает от атомных электростанций с низким уровнем выбросов.
Даже французские "зелёные" теперь на словах настаивают на отказе от ядерной энергии, которую раньше так сильно требовали для далёкого будущего. "Никто не говорит, что завтра мы закроем атомные электростанции", — говорит кандидат в президенты от "зелёных" Янник Жадо. Он полагает, что до поэтапной ликвидации останется 20 лет. "И если это будет ещё пять лет, пусть будет так".
В Брюсселе Франция в настоящее время пытается добиться признания ядерной энергетики "зелёной инвестицией". Атомная энергетика вносит "значительный вклад в независимость нашего производства энергии", говорится в открытом письме, подписанном министром экономики Франции Бруно Ле Мэйром и политиками из девяти других стран ЕС.
Классификация должна быть проведена "до конца года", потребовали они. Это будет означать, что новые атомные электростанции могут привлечь инвесторов из ЕС. Однако есть сопротивление со стороны Германии и Австрии.
Тем временем кандидаты в президенты переигрывают друг друга в ядерной риторике. Кандидат от консервативной фракции Ксавье Бертран хочет построить как минимум три новых электростанции, Марин Ле Пен — шесть, а "ещё не кандидат" Эрик Земмур предпочёл бы десять.
Единственный европейский реактор с водой под давлением (EPR), когда-либо построенный во Франции, будет запущен не раньше 2023 года — одиннадцатью годами позже и почти в четыре раза дороже, чем планировалось. Окончательное решение по поводу планируемого места хранения ядерных отходов в Буре, Лотарингия однако, ещё не принято.
"Независимость" в производстве энергии имеет решающее значение
Мини-реакторы (SMR), в которые Макрон сейчас хочет инвестировать, далеки от готовности к производству. В настоящее время, только в России работает одна такая модель. Французская атомная промышленность мало заинтересована в небольших реакторах, поскольку они производят относительно мало электроэнергии и поэтому не могут заменить обычные атомные электростанции.
Независимость производства энергии — например, от российского газа или немецкого угля — имеет решающее значение для Макрона. "Мы никогда не должны быть слишком зависимы от источника энергии, который кажется привлекательным, когда цены низкие", — заявил он недавно в кулуарах саммита ЕС в связи с ростом цен на газ.
Франция обязалась сократить долю атомной энергии до 50 процентов к 2035 году, закрыть дюжину старых реакторов и расширить использование возобновляемых источников энергии. Планируемые мини-реакторы, скорее всего, не изменят ситуацию. Однако в ходе президентской избирательной кампании, они могут помочь Макрону показать себя одновременно дружелюбным к промышленности и заботящимся о климате.
Источник: The Epoch Times