ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Реформы в Китае встречают сопротивление

Великая Эпоха
Си Цзиньпин Ли Кэцян Ван Цишань
Си Цзиньпин Ли Кэцян Ван Цишань

Член Постоянного комитета Политбюро Китая Ван Цишань проходит мимо главы коммунистической партии Си Цзиньпина (внизу слева) и премьера Ли Кэцяна (внизу справа) в зале народных собраний 28 октября, Пекин, Китай. Эти три политика, Си Цзиньпин, Ли Кэцян и Ван Цишань стоят во главе китайского режима. Фото: Feng Li/Getty Images

Анализ новостей


На третьем пленуме Центрального Комитета 18 созыва, проходившего в Пекине 9—12 ноября, на повестке дня перед высшим руководством компартии Китая стоял вопрос проведения реформ. Они стали главной темой в ходе обсуждения плана изменений на 10 лет, что позже было описано в официальном сообщении. Однако есть основания сомневаться в том, хватит ли у партии средств, чтобы реализовать заявленные цели.

Представленные партийным главой Си Цзиньпином реформы получили холодный отклик. По словам людей, знающих о ситуации на пленуме, после прочтения Си документа под названием «Постановление по важным вопросам, касающимся всестороннего углубления реформ» (далее по тексту — Постановление), в зале воцарилась гнетущая тишина.

Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян ожидали сопротивления. В рамках подготовки к пленуму Си отправился в южную провинцию Китая Хунань, а Ли — в дальнюю северо-восточную провинцию Хэйлунцзян, чтобы встретиться с местными чиновниками.

Поездкой в провинцию Хунань Си убил двух зайцев. Рассказывая чиновникам заранее о планируемой реформе, он надеялся избежать споров и конфликтов на самом пленуме. В то же время, он донёс до высших должностных лиц провинции информацию о том, что их обязанность — «воплощать в жизнь идеи третьего пленума».

Отсутствие уверенности Си и Ли в том, что их поддержат, можно было прочитать в таких действиях, как организация необычного учебного занятия в центральной партийной школе. За три дня до пленума трёхсот чиновников-представителей из провинций собрали и роздали им речь Си для изучения. Во время пленума они содержались в центральной партийной школе, и им не позволялось покидать её.

На протяжении четырёх дней заседания за закрытыми дверями велись дискуссии. Си и Ли не спешили с оглашением Постановления. Но когда высшие должностные лица стали опасаться, что дальнейшее промедление может сыграть плохую роль, через три дня после завершения заседания, в пятницу 15 ноября, было опубликовано официальное сообщение.

Треугольник власти


Больше всего выиграл от третьего пленума Ван Цишань. Как глава Центральной комиссии по проверке дисциплины, Ван выполнял поставленную Си задачу по борьбе с коррупцией. Под его наблюдением десятки чиновников были подвергнуты оскорбительному партийному допросу под названием шуангуй.

Мало кто осмеливался бросить вызов или противостоять Вану на пленуме. Кажется, что он получил власть и заработал престиж в партии, и теперь встал во главе одного из углов треугольника власти, который был создан этим Постановлением.

Постановлением было учреждено два новых органа: Комитет государственной безопасности, главой которого стал Си Цзиньпин, а также Группа по проведению реформ во главе с Ли Кэцяном. Комитет государственной безопасности получает прямую власть над всем, кроме экономических вопросов. Группа по проведению реформ будет заниматься экономикой Китая.

В целом Комитет государственной безопасности, Группа по проведению реформ и Центральная комиссия по проверке дисциплины образуют треугольник власти, который будет стоять во главе режима. Основой для успешной работы этих трёх частей будет их хорошее сотрудничество.

«Пути запутаны»


Сотрудник одного из аналитических центров Пекина сказал о Постановлении, что «Цели ясны, но пути запутаны».

К примеру, в Решении было объявлено об отмене перевоспитания через труд — о ликвидации трудовых лагерей, в которых содержались преступники, диссиденты, апеллирующие к правительству и узники совести.

Сотрудники органов безопасности отправляют людей в лагеря в качестве административного задержания, для чего не нужно решение суда. Оглашённое Постановление разрешает и дальше использовать административный арест, но задержанных будут отправлять уже не в трудовые лагеря, а в другие учреждения.

Известный эксперт по правовым вопросам в Пекине отметил, что в законном порядке узники могут содержаться в трудовых лагерях до двух лет. Но в центрах перевоспитания, или промывания мозгов, как их называют, срок задержания не ограничен. Таким образом, последствия «реформы» могут оказаться ещё более ужасными, чем то, что подверглось изменениям.

Земельная реформа


Ещё одним нерешённым вопросом в Постановлении остаётся земельная реформа.

Нет более спорного вопроса в Китае, чем вопрос земельной политики. Местные органы власти проводят конфискацию земли, чтобы избежать банкротства.

Фермеры и домовладельцы, которые потеряли своё имущество, пополняют большую группу недовольных. За отобранные земли или жильё они получили мизерные компенсации, если вообще получили их, и некоторые остались без крыши над головой.

В то же время, тенденция местных чиновников вкладывать деньги в недвижимость раздула мыльный пузырь в сфере недвижимости, который угрожает всей китайской экономике.

Постановлением было объявлено о намерении закрепить за сельскими жителями право на владение землёй, однако важные детали такой реформы не были прописаны.

Земли в сельской местности находятся в коллективной собственности. Что это означает, не совсем ясно. Правообладателями доли является отдельный человек или семья? В городах вся земля принадлежит государству, а «владелец» просто получает право на её использование. Смогут ли «землевладельцы» продавать право на пользование землёй? Если да, то на какой период?

Хотя этот и другие вопросы в отношении земельной реформы остались нерешёнными, правительство твёрдо планирует её реализовать. Источник, который знает о деталях дискуссии о реформе, сказал, что окончательное решение Пекина — «не допустить, чтобы детали помешали реализации всего плана». Цель состоит в том, чтобы узаконить продажу сельских земель, а возникшие проблемы решать по мере их возникновения, сообщил источник.

Достижение согласия и власть


Ши Цаншань, эксперт по китайской политике, который живёт в США, сказал, что реформы третьего пленума — это, в основном, технические уточнения, которые оставляют нерешёнными фундаментальные проблемы системы.

По словам Ши, необходимы две составляющие, чтобы провести основательную реформу: это власть и достижение согласия.

Ши считает, что для достижения согласия Пекину нужно предпринять какие-нибудь экстраординарные меры, такие как осудить культурную революцию Дэн Сяопина.

В начале китайской истории последнее слово было за императорами, но со временем оно закрепилось за чиновниками. В настоящее время последнее слово — за системой, и, по словам Ши, коренная реформа должна начинаться именно с системы.