ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Когда за продукты убивают

Великая Эпоха
На их родине рушится экономика, государственная система переживает кризис, а значит автоматически растет нищета и безработица. Фото: GIANLUIGI GUERCIA/AFP/Getty Images
На их родине рушится экономика, государственная система переживает кризис, а значит автоматически растет нищета и безработица. Фото: GIANLUIGI GUERCIA/AFP/Getty Images
За последние несколько недель в Южно-Африканской Республике было убито 56 человек. Многие из них - сожжены заживо, некоторых буквально изрубила на куски разъяренная толпа. Еще от 30 до 80 тыс. людей, проживающих в Йоханнесбурге, Кейптауне и других крупных городах ЮАР, покинули свои дома. Эти цифры - не свежая сводка новостей с фронта, а проявление агрессии коренного населения страны к мигрантам.

Иммигрант? Пошел прочь!

«С позором мы вынуждены признать, что в нашей нации есть люди, меньшинство людей, которые совершают преступления против своих братьев африканцев, - заявил президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки. - Мы должны отстроить разрушенные школы и создать для пострадавших новые дома, где они могли бы жить, и донести до них, что мы не южноафриканцы, а африканцы».

Причина роста ксенофобских настроений до боли проста - экономическая ситуация на юге континента и глобальный продовольственный кризис. За последние 10 лет ЮАР стала новым домом для миллионов граждан Зимбабве, Мозамбика, Замбии, Ботсваны, Малави и прочих неблагополучных африканских стран. На их родине рушится экономика, государственная система переживает кризис, а значит автоматически растет нищета и безработица.

В то же время в ЮАР есть благополучная экономика с $ВВП в 13 тыс. на душу населения и немало рабочих мест, что не может не привлекать миллионы беженцев. Но это приводит к резко негативным последствиям – очень быстро растет уровень безработицы среди местного населения, который уже приближается к 30%. Даже там, где рабочая сила нужна, работодатели предпочитают нанимать дешевых работников-беженцев. По различным подсчетам, в стране нелегально проживают более 2 млн. мигрантов только из Зимбабве.

Теперь, после резкого скачка цен на продукты питания, коренные жители ЮАР решили вернуть себе рабочие места радикальными средствами. И хотя полиции удалось приостановить убийства, рабочих мест не стало больше.

Глобальное подорожание

Согласно данным Мирового Банка, за последние три года цена продовольствия в мире выросла на 83%. В то же время лишь с начала этого года цена риса в Азии утроилась. Похожие процессы происходят и в других странах. Если еще два года назад Куба - один из основных мировых импортеров риса, могла закупать его по $400 за тонну, в то сегодня цена на этот продукт достигла $1200.

Такой скачок в первую очередь ударил по странам, импортирующим большую часть продуктов питания. И если в ЕС и развитых государствах гражданам всего лишь пришлось тратить на еду на пару процентов дохода больше, то в бедных странах миллионы людей оказались на грани голода и кровавые погромы в ЮАР - лишь одно из последствий.

Глобальный продовольственный кризис задел и другие части света. К примеру в Гаити - самой бедной стране Западного полушария, треть жителей сейчас не получают необходимого суточного количества калорий. В стране проживает 8 млн. человек, 80% из которых за чертой бедности, а безработица составляет около 60%. За последние полгода цены на основные продукты питания - рис и макароны - здесь удвоились, что в начале апреля вынудило бедняков выйти на улицу с протестами. Тогда же они попытались взять штурмом президентский дворец.

Пока их военную агрессию сдерживают миротворцы ООН, но что будет когда, силы станут неравными, и автоматы в руки возьмут все взрослые гаитяне? И где гарантия того, что завтра подобные выступления не начнутся на Кубе, в Косово, Армении или Монголии? Продукты питания продолжают дорожать, а это значит, что новых военных конфликтов не избежать…