Федеральная прокуратура Германии ведет следствие против высокопоставленных чиновников Китая, которые шпионили за последователями Фалуньгун в Германии.
В окрестностях Ганновера, одним будним утром в середине мая в дверь квартиры Дань Суня позвонили сотрудники федеральной уголовной службы и предъявили ордер на обыск. Дань Сунь - дружелюбный сухощавый господин, открыл дверь и попросил войти. Он пригласил пришедших в кабинет, где на полке стояла статуя Будды и пахло благовониями. Федеральная прокуратура ведет расследование по подозрению его в шпионской деятельности. Суня обвиняют в том, что он работал на китайскую разведку, шпионя за последователями Фалуньгун, как сообщил журнал «Шпигель». Но для следователей больший интерес представляли два высокопоставленных правительственных чиновника из Шанхая, соучастники Суня.
Шпионская деятельность Дань Суня началась в 2005 году, когда он приехал в Берлин, в китайское посольство за получением визы. С начала 90-х годов он жил в Германии, получив гражданство. Однажды Сунь решил навестить своего больного отца в Китае. Получение визы оказалось сложным делом. Сунь уже долгое время практикует Фалуньгун и, с точки зрения китайского правительства, является интересным собеседником.
Дипломат, принявшая его заявление о выдаче визы, занимает ведущее положение в консульском отделе посольства Китая, находящегося в центре Берлина. Службы новостей приравнивают его к министерству разведки. Китайская «КГБ» считается крупнейшей гражданской службой разведки, и играет центральную роль в шпионаже за границей.
Сотрудница консульства прямо спросила его о занятиях Фалуньгун и предложила встречу с двумя мнимыми «китайскими экспертами». Речь шла об «исследовательском проекте», якобы исследующем процесс медитации с точки зрения науки.
Сунь - академик, он издал множество книг на эту тему, он заинтересовался. Встреча происходила в марте 2006 года в одном из ресторанов в центре Берлина. Двое мужчин и одна женщина, которые представились, как сотрудники университета Шанхая - факультета традиционной китайской медицины. Один из них, по мнению Суня, выглядел особенно благородным. Во время ужина завязалась оживленная беседа, которая продолжилась в комнате гостиницы «Парк Инн» на Александерплатц. До полночи они обсуждали духовные аспекты Фалуньгун, медицинский эффект упражнений и политическое преследование Фалуньгун в Китае.
Для последователей Фалуньгун - это принцип жизни. Речь идет о китайской традиционной медитативной практике, о трех свойствах: Истина Доброта Терпение, которые достигаются с помощью выполнения пяти классических упражнений цигун и благодаря соответствию практикующего этим свойствам. Эта практика очищает тело и дух. А для китайского правительства, напротив, Фалуньгун - это «злой культ» и его последователи - враги государства, которые преследуются по всему миру. После того, как учение широко распространилось, правительство, 22 июля 1999 г., наложило на него запрет. Незадолго перед этим, в июне 1999 было основан «Офис 610» для «искоренения злого культа» под прямым руководством компартии.
Тем вечером Сунь не знал, что его собеседники никакие не ученые, а работники «Офиса 610». По крайней мере, так утверждает Федеральная прокуратура Германии. Сяохуа Ч., «особенно благородный человек», по сведению немецкой разведслужбы, даже является начальником офиса в ранге вице-министра.
«Если сюда из Шанхая прилетает глава «команды анти-Фалуньгун» для вербовки агента из Германии, - это необычное дело. Это показывает, насколько важно им побороть это движение. И как активно китайские службы готовы действовать» - пишет «Шпигель».
Десятилетиями азиаты считались в Германии беспроблемными партнерами. О секретных действиях Пекина немецкие власти не знали ничего. Китай был темой для торговой палаты, а не для секретных служб. Теперь времена изменились. Эта огромная страна стала одним из важнейших противников немецкой контрразведки. Специальный отдел занимается «проникновениями» из Китая, используя тактику «русской линии», разработанную во время холодной войны. Разоблаченные дипломаты, работающие на разведку, высылаются из страны за нелегальные действия, новые сотрудники посольства проверяются. Дружественно-нейтральные отношения превратились в скрытую войну шпионов.
Эта конспиративная деятельность подрывает немецко-китайские отношения. Во время визита госпожи Меркель в Китай в 2007 году во внешнеполитических отношениях проявилось напряжение. Тогда электронная почта федерального правительства Германии была атакована хакерами, предположительно, с одобрения китайского правительства. От обвинений в статье «Шпигеля» премьер-министр Китая Вэнь Цзябао дистанцировался: он пообещал госпоже Меркель, что Китай «решительно и энергично» будет бороться с хакерами.
Весной 2009 года немецкой контрразведкой был пойман господин Ван из генерального консульства в Мюнхене. Он собирал сведения об уйгурах, налаживал источники информации, встречался с людьми и передавал информацию в Пекин. В ноябре 2009 немецкая федеральная прокуратура обыскала квартиры четырех подозреваемых, господина Вана они не смогли задержать, так как он обладал дипломатической неприкосновенностью. Немецкие власти потребовали от китайского правительства выдворения Вана, и в декабре он покинул Германию.
Таких дипломатических церемоний не удостоятся борцы с Фалуньгун Сяохуа Ч. и Бинь С. Они будут задержаны, как только ступят на землю Германии. После беседы в гостинице «Парк Инн» они продолжили контакт с Дань Сунем, даже завели с ним дружбу. Они регулярно обменивались электронными письмами и почти ежедневно общались по скайпу.
С сентября 2008 года, как выяснили сотрудники контрразведки, Сунь передавал в Китай всю электронную переписку проживающих в Европе последователей Фалуньгун. 2 января 2009 академик открыл еще один электронный ящик GMX, к которому не он один имел доступ. Его китайские друзья тоже пользовались этим адресом, федеральная уголовная служба идентифицировала их в окрестностях Шанхая.
В то время, как немецкие службы говорят о «важной информации», Сунь утверждает, что хотя и посылал большой объем информации о Фалуньгун, но только из общедоступных источников, цитаты из книг, из выступлений, руководства по медитации. Для Суня важно «никогда не нарушать немецкие и китайские законы». Он чувствует себя жертвой, попавшей в тайные механизмы секретных служб. Он даже не подозревал, что его собеседники были китайскими агентами.
В октябре 2009 года, за семь месяцев до обыска, в 9 утра в дверь Дань Суня позвонили двое немецких сотрудников службы безопасности Нижней Саксонии. «Мы знаем, что вы работаете на китайскую службу разведки, - сказал один из них. - Вы все время находитесь под наблюдением». Одновременно он вытащил фото гостиницы «Парк Инн»: «Что произошло в этой гостинице?» Отвечать на этот вопрос Суню придется в суде. Дань Сунь (имя вымышленное) сказал, что более всего надеялся, что китайское правительство признает жестокое преследование последователей Фалуньгун «большой ошибкой». Он, по его словам, верит до сих пор в то, что ему удалось убедить своих собеседников из Китая в том, что нужно прекратить репрессии Фалуньгун.