- Адвокат Гао Чжишен был назван «совестью Китая» и выдвигался на соискание Нобелевской премии мира. Почему он стал настолько знаменитым?
- Он обрел известность, когда в конце 2004 года написал три письма. Сначала он написал в Собрание народных представителей. В этом письме он разоблачил ужасающее преследование против последователей Фалуньгун в Китае. Коммунистическая партия Китая (КПК) начала за ним наблюдение, однако его мужество и сопротивление режиму оказались беспрецедентными. Он написал второе и третье письма, основанные на его 15-дневном расследовании.
Это был первый случай в Китае, когда адвокат разоблачил пытки, совершаемые в отношении последователей Фалуньгун. Это является заслуживающим доверия доказательством, потому что хотя последователи Фалуньгун до этого делали много подобных заявлений, однако все это было сказано ими самими, а не третьей стороной или независимым адвокатом. Таким образом, эти письма сделали Гао известным в Китае и даже в мире.
После этих трех писем Гао продолжал открыто бороться за свободу в Китае. Он никогда не сдавался и продолжал сопротивляться, за что был арестован в августе 2006 года. Это также его сделало знаменитым, потому что никто в Китае не вел себя подобным образом. Даже писатели-интеллектуалы или ученые, которые осознают ситуацию в Китае, не говорят об этом. Однако Гао сопротивлялся и выстоял, поэтому это действительно достойно уважения.
Другой фактор, сделавший его знаменитым - Интернет, поскольку китайский коммунистический режим не может контролировать Интернет полностью. Однако, когда я недавно спросил у нескольких китайских студентов, получающих высшее образование за рубежом, знают ли они, кто такие Гао Чжишен, Гао Фейсюн или других китайских адвокатов, оказалось, что они не знали. Это было очень странно.
- Какое место займет Гао в будущем Китая?
- Я верю, что в будущем он станет знаменитым политиком, возможно даже будет избран президентом Китая. Он получил известность, потому что является адвокатом, который знает китайские законы и имеет большую юридическую практику. Он также знает политическую систему Китая, правовую систему и осознает порочность КПК. Это делает его героем Китая и мира.
- Вы упомянули об Интернете, однако студенты по-прежнему не знают о ситуации Гао и других адвокатов. Почему?
- Это были студенты юридического факультета, и я был удивлен, что они не знали об этом. Это означает, что обычные студенты не могут получить эту информацию в Интернете, потому что Google, Yahoo и другие вэб-сайты контролируются правительством Китая. Только те, кто разбирается в программном обеспечении, могут обойти цензуру. Лишь те, кто стремятся бороться за свободу, кого волнует их политические свободы, свобода выражения, будут обеспокоены. Большинство людей в Китае это не волнует, и они озабочены лишь собственными интересами и выгодами.
Китайская система образования также контролируется КПК. Профессоры стали очень трусливыми, у них не хватает духа, чтобы обсуждать подобные проблемы. Большинство китайских профессоров, по моему мнению, стали рабами. У них нет своих идей, и они не могут выражать свои мысли свободно.
- Какой статус имеет профессия адвоката в Китае? Там существует Всекитайская ассоциация юристов, которые представляет адвокатов Китая. Гао отличается от других адвокатов?
- Личность Гао - особенная. Всекитайская ассоциация юристов - организация, находящаяся под контролем правительства. Это не так называемое «гражданское общество» и полностью отличается от ассоциаций юристов в западных странах. Она лишена какой-либо самостоятельности и полностью контролируется КПК, таким образом, она стала инструментом КПК. Юристы, состоящие в ней, не осмеливаются говорить то, что они думают. Лидеры ассоциации в основном назначались КПК. Лишь недавно произошли перемены. Были проведены так называемые «выборы», но фундаментальных изменений так и не произошло.
В Китае множество адвокатов, выступающих в защиту прав человека, подвергались преследованием со стороны КПК. Всекитайская ассоциация юристов хранила молчание. По меньшей мере, 12 адвокатов подверглись репрессиям со стороны китайского правительства. Они открыто защищали Фалуньгун, но ассоциация их никогда не поддерживала.
- Китай подписал ряд международных соглашений ООН и готовится ратифицировать международное соглашение о гражданских и политических правах, включая изменение некоторых законов, чтобы они соответствовали международным стандартам. Как вы можете это прокомментировать?
- Этот вопрос касается темы, изучением которой я занимаюсь. В действительности, когда китайское правительство высказывает намерение соответствовать так называемым «международным стандартам», это не значит, что оно на самом деле собирается это делать. В основе этого соглашения человеческое достоинство, права человека и фундаментальные свободы. Но КПК сначала лишила китайцев прав, затем фундаментальных свобод, а после - и человеческого достоинства. В настоящее время китайская компартия делает все, чтобы одурачить и обмануть международное сообщество, обмануть людей во всем мире. В западных странах нет понимания относительно КПК или китайского правительства. Ее порочность находится за пределами человеческого воображения. Члены китайского руководства поголовно являются лгунами и не говорят ни слова правды.
Когда они пытаются сделать это (исправить законы), они сами не верят в это. КПК никогда не уважала права человека или главенство закона. Там вообще нет законов, потому что в Китае не существует независимых СМИ, независимой правовой или юридической системы, а также независимого суда. КПК контролирует всех судей, прокуроров и офицеров службы общественной безопасности. Все они члены КПК. Рассматривая с этой точки зрения, там отсутствует так называемые «гражданские права» или «политические права».
Хотя в китайской конституции говорится об этих правах, о том, что китайский народ имеет право на свободу выражения и слова, ни одна из этих статей конституции не реализуется на деле. Если бы в Китае действительно существовали бы свобода речи, собраний, профсоюзов, тогда коммунистический режим рухнул бы немедленно. За два или три месяца он бы полностью утратил власть. Вот почему КПК никогда не откажется от тотального контроля.
- Элементарная вещь: в Китае даже правозащитники лишены прав, как могут пользоваться этими правами обычные люди?
- Поэтому все, что они делают, предназначено лишь для того, чтобы одурачить людей в других странах. На мой взгляд, пока существует КПК, для Китая будет абсолютно невозможно идти по пути демократии или соблюдения законов, никогда.
- Адвокат Гао призвал к бойкоту Олимпийских игр, что Вы об этом думаете?
- Эта проблема несколько сложна, потому что в действительности многие китайцы приветствуют проведение Олимпиады в Китае. Те обычные граждане, чьи права или собственность не пострадали от КПК, не беспокоятся о жертвах, которые пострадали. Их самих это не затронуло, они не жертвы. Они комфортно чувствуют себя при системе, поэтому они приветствуют проведение Олимпийских игр.
Но для многих, для огромного числа бедных людей, граждан, выселенных из их домов, тысяч рабочих в городах с очень низкими доходами без всяких гарантий, для стольких практикующих Фалуньгун и христиан из так называемой «домашней церкви», преследуемых КПК, я думаю, они не приветствуют Олимпийские игры. Они лично живут в огромном страхе, зачем им Олимпийские игры?
Я понимаю, почему Гао против проведения Олимпийских игр - потому что, если КПК преуспеет в проведении Олимпиады, это усилит китайское правительство и КПК и послужит свидетельством легитимности этого правительства. На самом деле, китайское правительство нелегитимно, потому что оно не было избрано китайским народом. За прошедшие 55 лет в Китае не проходило никаких выборов. КПК захватила власть и управляет Китаем при помощи насилия, милиции и армии, а также прибегает ко лжи и контролю над СМИ. КПК хочет доказать, что она - легитимное правительство.
Поскольку КПК затратила огромные средства на подготовку к Олимпиаде, лишь стоящие у власти ведут роскошную жизнь, это маленькое количество партийных чиновников могут незаконно получить много денег.
Лично я в такой ситуации также выступаю против проведения Олимпийских игр в Китае. Мы будем приветствовать проведение Олимпиады лишь когда Китай станет свободной страной.
Обладающий наградами китайский адвокат Го Готин более 20 лет занимался юридической практикой в Шанхае. В 2003 году Го занялся правозащитной деятельностью. За защиту журналистов, других адвокатов, Интернет-диссидентов и в особенности практикующих Фалуньгун, китайские власти лишили его лицензии в начале 2005 года, поместили под домашний арест и начали уголовное расследование. Благодаря международным усилиям Го был отпущен и благополучно переехал в Канаду в 2005 году. С тех пор он проживает в Виктории, в Британской Колумбии.