Хотя многие украинцы видят, что на пальчиковых батарейках нарисовано перечёркнутое мусорное ведро, однако почти каждый выбрасывает батарейку, не задумываясь, насколько это опасно для окружающей среды и человека. Но что же с ними всё-таки делать?
Согласно данным общественного движения «За право граждан на экологическую безопасность», в пользовании украинцев находится около миллиарда батареек, которые содержат 9 тонн ртути. Ежегодно подлежит утилизации не менее 6 тысяч тонн отработанных элементов питания, в которых содержится 4 тонны ртути.
Такое её количество при полном испарении в состоянии загрязнить все жилые дома и квартиры населения Украины, в тысячу раз превышая предельно допустимую концентрацию в жилых помещениях, как сказано в газетном выпуске организации «За право граждан на экологическую безопасность» за апрель 2012 года.
Денис Павловский, координатор проектов по химической безопасности экологической организации «МАМА-86», рассказал Великой Эпохе, как сегодня действует цепочка движения опасного мусора.
«Население выбрасывает отработанные приборы, содержащие ртуть и тяжёлые металлы в обычный мусорный бак с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО), а перевозчик увозит их на полигоны ТБО. Соответственно, все эти компоненты со временем попадают в почву и водные экосистемы», — говорит Денис Павловский.
Одна пальчиковая батарейка, по словам Павловского, может загрязнить около 20 м2 почвы или 400 литров воды. Кроме того, когда ртуть попадает в водные экосистемы, микроорганизмы превращают её в метилртуть — соединения ртути, которые в малых дозах гораздо токсичнее, чем элементарная ртуть.
«Когда женщины репродуктивного возраста потребляют пищу, загрязнённую метилртутью, то ядовитый загрязнитель проходит через плацентарный барьер и воздействует на плод. Дети, которые потребляют ртутьсодержащие продукты в течение первых лет жизни, также попадают под её пагубное влияние, и это проявляется в виде заболеваний [головного] мозга ребёнка и его нервной системы», — рассказывает специалист.
Что делать с отработанными батарейками
Экологи и обычные украинцы, которые беспокоятся о состоянии окружающей среды, сетуют на то, что в стране не развита система сбора батареек и других опасных отходов.
«В Киеве есть пункты приёма, которые за деньги принимают батарейки, но по проверенным фактам, они их не утилизируют», — утверждает Рита Оксюта, капитан киевской команды национального экологического проекта «Экофан».
«Экологически сознательным жителям Украины не остаётся другого выхода, кроме как хранить такие ртутьсодержащие отходы до лучших времён», — говорит Павловский.
Тем не менее, благодаря усилиям активистов в начале года было собрано около 9 тысяч батареек, которые отправили для утилизации на львовский завод «Аргентум». Провела такую акцию экологическая организация «Экофан» с 23 по 30 января во Львове, Донецке, Харькове и Киеве.
К этому начинанию в столице Украины присоединилось одно украинское издание, автозаправочная сеть, ресторан, несколько магазинов и высших учебных заведений. Однако даже после того, как акция завершилась, активисты продолжают собирать батарейки.
Таким образом, в настоящее время лучшее, что можно сделать, — это найти активистов и сдать им батарейки, чтобы они отправили их на утилизацию.
За границей
«Во всех странах ЕС — работает такая система», — говорит активист Рита Оксюта. Она приводит в пример Германию, которая установила себе утилизировать 45% батареек к сентябрю 2012 года.
За границей, по словам эколога Дениса Павловского, после сбора отработанной техники, содержащей ртуть и другие тяжёлые металлы, её отправляют на повторную переработку для того, чтобы извлечь ресурсоценные компоненты. Он считает, что производители такой продукции должны сами обеспечить места продажи пунктами сбора такой продукции, как ртутные лампы, телевизоры, кинескопы, батареи.
«В развитых странах переработка мусора является очень прибыльным бизнесом, доход получают как специализированные компании, так и население, которое его сортирует. Полученные средства от сортировки и переработки мусора население в основном направляет на оплату коммунальных услуг, что является стимулом для такого процесса», — говорит специалист.
Например, если не перерабатывать электронные отходы, то теряется ценное вторичное сырьё — чёрные, цветные и ценные металлы, полимеры резины и стекла, которые могли бы быть повторно использованы, считает Павловский.
Законы не работают
Заместитель министра экологии и природных ресурсов Украины Д.Д. Мормуля сказал, что организация сбора и переработки или утилизации отходов, в том числе опасных, к которым относятся отработанные ртутьсодержащие лампы и отходы электрического и электронного оборудования (батарейки), на соответствующей территории относится к компетенции органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти.
На национальном уровне проблема не решена, потому и в населённых пунктах местные администрации не смогли организовать сбор опасных отходов у населения. К моменту публикации статьи Киевская горадминистрация не ответила на информационный запрос Великой Эпохи о том, как местные власти собираются решить проблему сбора и утилизации ртутьсодержащего мусора.
По мнению экологов, основная причина, по которой в Украине накапливаются электронные отходы на свалках, — это отсутствие законодательного поля, которое бы регулировало весь процесс обращения с электронными отходами: от производства или импорта оборудования до организации сбора, переработки и утилизации отработанной техники и батареек. Основной закон в этой сфере «О химических источниках тока» (2006 г.), который впервые отдельно рассматривает этот вид отходов, практически не исполняется, считает Павловский.
Эксперт говорит, что в этом законе электронные отходы отнесены к разряду бытовых, но в действительности они представляют собой одну из самых опасных групп. Такие отходы требуют, чтобы с ними обращались по иному, поскольку они содержат тяжёлые металлы (свинец, ртуть, кадмий, хром и бериллий) и другие опасные для природы химические вещества.
Всё же в Национальном плане действий по охране окружающей природной среды на 2011—2015 гг. присутствует несколько пунктов, нацеленных на то, чтобы решить проблему с батарейками и другими ртутьсодержащими продуктами, но возле этих пунктов отсутствуют данные о финансировании.
«Если в других пунктах они прописывали — 500 тысяч, 1 миллион гривен, то в этих пунктах просто ничего, стоят прочерки, и получается, что до 2015 года никакого сдвига, грубо говоря, не может произойти», — отмечает Павловский.
Надежда есть
После того, как акция проекта «Экофан» завершилась, была создана организация «Вивабат». В настоящее время она разрабатывает законопроект, который призван решить проблему отработанных батареек в Украине.
Один из её координаторов Рита Оксюта считает, что в Украине не хватает директивы по утилизации отработавших батарей и аккумуляторов, которая действует в странах ЕС. Команда активистов, вместе с которыми она добивается решения проблемы с батарейками, пришла к выводу, что без помощи государства и без включения этой проблемы в государственную программу, им не обойтись.
«Ни спонсоры, ни единоразовые акции и частичный сбор не выручат Украину. Мы тонем в батарейках. Вот поэтому решаем это на законодательном уровне», — говорит Оксюта.
По её словам, в новой системе всё будет просто — каждый абсолютно бесплатно отдаёт батарейки в пункты приёма, которые будут по всей Украине, затем это всё собирается и отправляется на завод на утилизацию.
«Мы на сегодня решили практически все вопросы этой системы, осталось дело за государством. И это мы решим в ближайшее время», — говорит активист.