По Иерусалиму грех ходить без фотоаппарата. Я и стараюсь не грешить. Есть места в этом говорящем, шумящем, щемящем городе, по которым бродишь, бродишь и не набродишься (прошу прощенье за сквернословье).
Так вот, одно из таких мест – Мошава Германит (немецкая колония), которое находится чуть в стороне от самого центра города, чем-то напоминает европейские районы, где обязательно должна быть улочка с многочисленными ресторанчиками и кафе со столиками прямо на тротуаре.
В Мошаве такая улочка носит название Эмек Рэфаим (Долина Приведений). Почему-то на таких улочках со страшными названиями продается самый вкусный кофе и самое вкусное мороженное - необъяснимое явление. Но фотоаппарат тянул меня снимать не симпатичные уютные кафе и сидящих там людей, забывших про мифы или незнающих значение названия улицы; он звал меня к заброшенным, величественно-молчаливым зданиям. Он, видимо, слышал голос прошлого, голос истории где-то рядом (легко все сваливать на слух фотоаппарата)...
Немного об этом голосе истории.
Немецкими поселенцами в Иерусалиме были легендарные темплеры, которые самоотверженно построили единственный в своем роде поселок за стеной Старого города в 70-х годах 19 века, где и обустроились в качестве единственных иностранцев, приносящих, прежде всего, пользу обществу умственным трудом и ремеслами. Темплеров периодически выселяли из построенных ими домов, пока окончательно не депортировали почти всех (кроме нескольких немощных стариков) из только что родившегося государства Израиль. Темплеров всего-то и насчитывалось 250.