Возбудив расследование против основателя Telegram Павла Дурова, французские следователи применили новый жесткий закон, который предусматривает уголовную ответственность для технологических титанов, чьи платформы позволяют использовать незаконные продукты или деятельность, пишет Reuters.
Так называемый закон LOPMI, принятый в январе 2023 года, вывел Францию в лидеры группы стран, занимающих более жесткую позицию в отношении веб-сайтов с криминальным уклоном.
Поскольку закон еще не опробован в суде, новаторское стремление Франции привлечь к ответственности таких деятелей, как Дуров, может обернуться обратным эффектом, если судьи страны не захотят наказывать боссов технологических компаний за предполагаемую преступность на их платформах.
В прошлом месяце французский судья возбудил в отношении Дурова официальное расследование, обвинив его в различных преступлениях, в том числе в преступлении 2023 года: «Соучастие в управлении онлайн-платформой с целью совершения незаконных сделок, в составе организованной банды», что предусматривает максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы и штрафа в размере 500 000 евро (556 300 долларов).
Официальное расследование не означает вины и не обязательно ведет к суду, но указывает на то, что судьи считают достаточными доказательства для проведения расследования. Расследование может длиться годами, прежде чем его передадут в суд или прекратят.
Дуров, выпущенный под залог, отрицает, что Telegram был «анархическим раем». Telegram заявил, что «соблюдает законы ЕС» и что «абсурдно утверждать, что платформа или ее владелец несут ответственность за злоупотребления на этой платформе».
В радиоинтервью на прошлой неделе прокурор Парижа Лора Бекюо назвала закон 2023 года мощным инструментом борьбы с организованными преступными группировками, которые все чаще действуют в интернете.
Закон представляется уникальным. Восемь юристов и ученых заявили Reuters, что им неизвестно ни об одной другой стране с подобным законом.
«В американском законодательстве нет преступлений, прямо аналогичных этому, и я не знаю ни одного в западном мире», — сказал Адам Хики, бывший заместитель помощника генерального прокурора США, который создал киберпрограмму национальной безопасности Министерства юстиции (DOJ).
Хики, ныне работающий в американской юридической фирме Mayer Brown, говорит, что американские прокуроры могут обвинить технологического босса как «соучастника или пособника преступлений, совершенных пользователями», но только при наличии доказательств того, что «оператор имел намерение, чтобы его пользователи участвовали в преступной деятельности, и сам способствовал ей».
Он привел в пример приговор, вынесенный в 2015 году Россу Ульбрихту, на сайте которого Silk Road осуществлялась продажа наркотиков. Прокуроры США утверждали, что Ульбрихт «сознательно управлял Silk Road как онлайновым криминальным рынком... вне пределов досягаемости правоохранительных органов», согласно заявлению Минюста. Ульбрихт был приговорен к пожизненному заключению.
Тимоти Ховард, бывший федеральный прокурор США, отправивший Ульбрихта за решетку, скептически относится к тому, что Дурова могут осудить в США без доказательств того, что он знал о преступлениях в Telegram и активно способствовал им — особенно учитывая обширную и в основном законопослушную базу пользователей Telegram.
«Исходя из моего опыта работы с американской правовой системой, французский закон выглядит "агрессивной теорией"», — сказал он.
«Это не ядерное оружие», — говорит Мишель Сежан, французский профессор киберзаконодательства. «Это оружие, которое не позволит вам оказаться бессильными перед лицом платформ, не желающих сотрудничать».
По словам Садри Порлон, французского юриста, специализирующегося на законодательстве в области коммуникационных технологий, новые законы дали Франции одни из самых жестких в мире инструментов борьбы с киберпреступностью, и доказательством тому стал арест Дурова на французской земле.
Том Холт, профессор киберпреступности из Мичиганского государственного университета, считает, что LOPMI «потенциально мощный и эффективный инструмент, если его правильно использовать», особенно в расследованиях, связанных с изображениями сексуального насилия над детьми, торговлей кредитными картами и распределенными атаками типа «отказ в обслуживании», которые направлены на предприятия или правительства.
Вооруженное новыми законодательными полномочиями амбициозное подразделение J3 по борьбе с киберпреступностью при парижской прокуратуре, которое курирует расследование Дурова, теперь участвует в самых громких делах Франции.
В июне подразделение J3 закрыло Coco, анонимный чат-форум, который с 2021 года фигурировал в более чем 23 000 судебных разбирательств, связанных с преступлениями, включая проституцию, изнасилования и убийства.
Coco сыграл центральную роль в потрясшем Францию судебном процессе, в котором 71-летний Доминик Пелико обвиняется в сексуальном насилии над своей женой. Сообщается, что для общения с мужчинами, которые затем приходили и насиловали его жену в бессознательном состоянии, Доминик использовал чат-форум Coco.
Владелец Coco Исаак Штайдель подозревается в преступлении, аналогичном Дурову: «Предоставление онлайн-платформы для совершения незаконных сделок организованной бандой».