ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Афганистан: кто такие боевики "Исламского государства" провинции Хорасан?

Великая Эпоха
Талибы в Кабуле (HOSHANG HASHIMI/AFP via Getty Images)

Наконец-то безопасность: таково обещание талибов афганскому населению. Но с тех пор, как они пришли к власти в августе, нападения происходят регулярно. Ответственность за последнюю атаку смертника в Кандагаре также взяло на себя региональное отделение джихадистского ополчения "Исламское государство" (ИГ). И Талибан, и ИГ являются радикальными суннитскими движениями. Тем не менее, они враги — потому что есть и серьёзные различия:

ИГ в Афганистане

Официально ИГ было основано в конце 2014 года суннитскими экстремистами, которые поклялись в верности исламскому "халифату". В то время боевики ИГ установили господство террора в некоторых частях Ирака и Сирии. До военной победы над ИГ в 2016 году его экстремистская идеология проникала и в другие регионы мира. Исламское государство — провинция Хорасан (ИГ-К) в Афганистане является одним из ответвлений ИГ, возникших с тех пор.

Помимо прочего, ИГ-К взяло на себя ответственность за нападение в аэропорту Кабула в разгар международной эвакуационной миссии, в результате которого погибло более ста человек. Джихадистское ополчение также взяло на себя ответственность за взрыв бомбы в Кундузе в начале октября с десятками погибших и нападение террориста-смертника на шиитскую мечеть в Кандагаре, в результате которого погибло не менее 60 человек.

Полное название ответвления ИГ относится к региону Хорасан, который включает в себя части Афганистана, Пакистана, Туркменистана и Ирана. По оценкам ООН, группировка насчитывает несколько тысяч боевиков в северном и восточном Афганистане.

ИГ-К — это "конгломерат бывших джихадистских организаций, включая уйгуров, узбеков и бывших бойцов Талибана", — говорит Жан-Люк Марре из французского Фонда стратегических исследований.

Идеологическое соперничество

И боевики ИГ-К, и Талибан являются воинствующими суннитами. В то время когда новое правительство талибов в Кабуле заверило шиитские меньшинства в защите, джихадистское ополчение преследует цель уничтожения "вероотступников" и "лицемеров". Такие меньшинства, как хасары, находятся под особой угрозой со стороны ИГ-К.

Существуют также различия в политических целях: в то время как талибы хотят править Афганистаном в соответствии со своей радикальной интерпретацией исламского закона, ИГ-К стремится к созданию глобального исламского "халифата".

Представители Талибана клеймят ИГ-К как "такфири" — как мусульман, которые отрицают принадлежность других людей к истинной исламской вере и поэтому обрекают их на смерть. ИГ-К, в свою очередь, представляет талибов предателями из-за их соглашения с США о выводе войск.

Однако в действительности разграничение между Талибаном и ИГ-К иногда бывает затруднено. "В прошлом ИГ-К успешно вербовала недовольных членов Талибана или тех, кто считает Талибан слишком умеренным", — говорит Барбара Келемен из политической консалтинговой компании Dragonfly Security Intelligence.

Сильные и слабые стороны Талибана

Для "Талибана" атаки ИГ-К не в последнюю очередь являются проблемой доверия. По словам Майкла Кугельмана из американского аналитического центра Woodrow Wilson Center, самым важным их посланием после прихода к власти является то, что они "восстановили стабильность, прекратив войну".

Нападение в Кандагаре также стало первым в этом особенно важном для талибов городе, который является местом рождения их движения. "Если талибы не могут защитить Кандагар от нападения ИГ-К, как они могут защитить остальную часть страны?" — говорит Абдул Сайед из Extrac, британской группы экспертов по конфликтам.

Поддерживаемое США бывшее правительство Афганистана получило миллиарды иностранной помощи для повышения безопасности в стране, однако ему не удалось победить ни талибов, ни ИГ-К. С другой стороны, талибы почти не получают международной помощи. В отличие от предыдущего правительства, они также не имеют доступа к современным технологиям секретных служб и слежки, таким как те, которые в свое время предоставляла армия США.

Однако талибы знают своего врага и его местность. Они также могут надеяться на поддержку двух групп, которые хорошо знакомы с тактикой ИГ: Это террористическая организация "Аль-Каида" и сеть Хаккани.

Источник: The Epoch Times