В то время как лидеры Запада ввели экономические санкции против России из-за ее войны в Украине, Китай воздержался. Такое поведение требует обратить внимание на отношения между Коммунистической партией Китая (КПК) и правительством Украины.
Украина и режим КПК установили дипломатические отношения 4 января 1992 года, почти сразу после того, как Украина провозгласила свою независимость в 1991 году, после распада бывшего Советского Союза.
Унаследовав военную промышленность бывшего Советского Союза, Украина установила тесные отношения с КПК; КПК получила от Украины огромную помощь в области военного оборудования и технологий.
Что касается военного оборудования, Украина продала свой «Варяг», который был переоборудован ВМС Народно-освободительной армии и стал первым китайским авианосцем «Ляонин»; вместе с «Варягом» были переданы соответствующие чертежи.
Китайское государственное СМИ Global Times в 2015 году сообщило: «В течение 20 лет Украина экспортировала в КНР более 30 видов военных технологий, связанных с ключевым оборудованием, таким как: авианосцы, энергосистемы крупных кораблей, проекты крупных транспортных самолетов, сверхзвуковые современные учебные самолеты, танковые двигатели и ракеты класса "воздух-воздух"».
«У Украины КПК приобрела почти все военные технологии, которые она хотела получить», — говорится в докладе.
Тысячи украинских военных инженеров были завербованы для работы в КПК, включая Валерия Васильевича Бабича, главного конструктора «Варяга».
Один из теоретических журналов КПК как-то заявил, что военная промышленность Китая «исчерпала дивиденды Украины». Global Times однажды признал, что «без Украины у КПК не было бы оборонных достижений».
КПК также полагалась на Украину в своей программе освоения Луны. Согласно отчету, подготовленному IGCC (Институт глобальных конфликтов и сотрудничества) в 2015 году, «Украина унаследовала значительную часть космической промышленности бывшего Советского Союза, на которой Украина основывает свое сотрудничество с Китаем, особенно в области баллистических ракет и ракет-носителей».
В 2011 году Украина и Китай установили стратегическое партнерство и договорились о сотрудничестве в области торговли, науки и техники, авиации, аэрокосмической промышленности, сельского хозяйства и строительства инфраструктуры.
В 2016 году китайская агропромышленная компания COFCO инвестировала 75 миллионов долларов США в терминал по перевалке зерна и масла в Николаевском морском порту.
В 2019 году китайский телекоммуникационный гигант Huawei выиграл контракт на строительство сети 4G для киевского метрополитена.
Китай стал главным торговым партнером Украины; объем торговли между двумя сторонами достиг $15 млрд в 2020 году и почти $19 млрд в 2021 году, согласно таможенным данным украинского правительства.
В июне прошлого года заместитель министра экономики Украины Тарас Качка заявил, что Китай является самым важным стратегическим партнером Украины в Азии.
30 июня Украина подписала соглашение с Китаем об углублении сотрудничества в инфраструктурных проектах. Условия соглашения предусматривают финансирование на льготных условиях и строительство китайской стороной: дорог, мостов и аэропортов.
В июле прошлого года президент Украины Владимир Зеленский провел свой первый телефонный разговор с лидером КПК Си Цзиньпином. Зеленский заявил, что «украинская сторона придает большое значение и настроена на развитие более тесного украинско-китайского стратегического партнерства» а Украина может стать «мостом в Европу» для китайского бизнеса.
4 июля 2016 года, во время празднования 95-й годовщины основания КПК, тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила послу Китая в Украине Ду Вэю, что ее партия «Батькивщина» приветствует межпартийные отношения с Китаем, а Украине следует перенять опыт КПК в управлении страной.
Согласно отчету о внешней политике Украины за 2019 год, «партия "Батькивщина" проявляет заметно больший интерес к Китаю, чем другие политические партии. В ее предвыборной программе "Новый курс Украины" говорится, что новая формула переговоров, так называемая "Будапешт+", должна включать Китай».
В июле 2021 года Зеленский и его политическая партия «Слуга народа» поздравили КПК со 100-летним юбилеем. Лидер «Слуги народа» Давид Арахамия подчеркнул, что его партия разделяет «общие принципы» с КПК.
Когда мир осудил Пекин за нарушение политики Гонконга «одна страна — две системы» и эрозию свобод в городе, тогдашний премьер-министр Тимошенко заявила китайским государственным СМИ «Синьхуа», что другие страны «не имеют права вмешиваться во внутренние дела Китая».
В прошлом году Украина резко отказалась от поддержки заявления Организации Объединенных Наций, осуждающего жестокое обращение китайского режима с мусульманами-уйгурами в Синьцзяне.
В декабре 2013 года Китай и Украина подписали «Договор о дружбе и сотрудничестве», и выпустили совместное заявление, в котором говорилось, что «Китай обязуется безоговорочно не применять и не угрожать применением ядерного оружия против безъядерной Украины, и Китай также обязуется предоставить Украине [гарантию] ядерной безопасности, когда Украина столкнется с вторжением с применением ядерного оружия или [когда] Украина окажется под угрозой ядерного вторжения».
Но сейчас, на фоне войны между Россией и Украиной, самым сильным заявлением КПК на сегодняшний день является призыв Си к «максимальной сдержанности» в Украине 8 марта.
Китай, который «отказался осудить действия России в Украине или назвать их вторжением, неоднократно высказывался против того, что он называет незаконными санкциями в отношении России», сообщило агентство Reuters 8 марта.
Так где же теперь поддержка Китая? Неужели Украина наконец-то поняла, что КПК нарушает свои обещания?
По материалам The Epoch Times USA