Возвышение сторонников жесткой линии в Кремле вызывает серьезную тревогу у некоторых представителей российской элиты, которые опасаются, что президент Владимир Путин прислушается к их призывам к усилению конфронтации за рубежом и полномасштабным репрессиям внутри страны.
Руководители компаний и правительственные чиновники с растущим беспокойством наблюдали, как игроки, которых они раньше считали маргиналами, такие как Евгений Пригожин, известный своей компанией наемников "Вагнер" и вербовкой заключенных для войны в Украине, стали публичной силой, стоящей за стремлением Путина активизировать военные действия, сообщает Bloomberg.
Публичные призывы Пригожина к "срочным сталинским репрессиям" в отношении бизнесменов, которые недостаточно энергично поддерживают военные действия, заставили некоторых состоятельных россиян опасаться за свою безопасность и безопасность своих семей, говорят они.
Открытые нападки Пригожина на высокопоставленных военачальников, некоторые из которых с тех пор были смещены, и на видного союзника Путина, который является губернатором Санкт-Петербурга, усилили опасения по поводу нежелания или неспособности Кремля защитить своих подчиненных.
Поскольку кремлевские чиновники теперь описывают вторжение в Украину как "народную войну", напоминающую риторику Иосифа Сталина времен Второй мировой войны, некоторые члены ближайшего окружения Путина говорят, что они опасаются, что чистки и произвольные аресты времен советского диктатора не за горами. На фоне призыва 300 000 резервистов российские чиновники тихо спрашивают друг друга, в безопасности ли члены их семей, опасаясь слишком откровенно признаться в том, что они отправили своих детей военного возраста за границу, добавляет источник.
Один высокопоставленный чиновник сравнил нынешнюю ситуацию с военной диктатурой, но без военного переворота, который обычно предшествует ей. По словам инсайдеров, доминирующей эмоцией сейчас является страх.
По словам инсайдеров, углубляющаяся тревога по поводу перспектив пока не вылилась в нечто похожее на внутреннее сопротивление дальнейшей эскалации Путина. Многие инсайдеры поддерживают то, что они считают экзистенциальной борьбой за будущее России, и не видят иного выхода, кроме как продолжать давление, пока Украина и ее американские и европейские союзники не отступят. Некоторые чиновники, которых раньше считали относительно либеральными, такие как Сергей Кириенко, заместитель главы администрации Кремля, стали горячими публичными сторонниками войны.
Хотя Путин объявил о завершении мобилизации, по крайней мере, на данный момент, многие представители деловой элиты опасаются, что милитаризация экономики и общества только ускоряется. Специальную комиссию из высокопоставленных чиновников правительства и силовых структур, которую Путин создал для координации экономической политики по поддержке оборонной промышленности и армии, сравнивают с военным кабинетом Сталина.
"Государство утратило монополию на узаконенное насилие, и появились новые операторы этой бывшей монополии", — говорит Екатерина Шульман, политолог, покинувшая Россию в первые недели войны. "Странно, что Путин поощряет это".
Почти девять месяцев боевых действий только укрепили мнение многих представителей деловой и экономической элиты о том, что вторжение Путина было катастрофической ошибкой, которая обречет страну на изоляцию и слабость. Даже в правительстве многие спокойно выступают против борьбы, но слишком напуганы, чтобы высказаться, по словам людей, близких к руководству. Олигархи стараются не вмешиваться в политику, надеясь остаться на хорошем счету у Кремля и поддерживать работу заводов. Лишь немногие покинули страну и публично критиковали войну.
По словам высокопоставленного чиновника, у Путина нет другой альтернативы, кроме как положиться на таких агрессивных игроков, как Пригожин и Рамзан Кадыров, лидер российского региона Чечня, который отправил тысячи солдат воевать в Украину, учитывая низкие показатели регулярной армии России и слабую поддержку войны в его собственном правительстве. И Пригожин, и Кадыров имеют сильные вооруженные силы, преданные им.
"Пригожин ведет себя как параллельное правительство", — сказал Андрей Колесников из Фонда Карнеги за международный мир. "Возможно, он сможет побороться за власть, если не при Путине, то после него".
Известный как "повар Путина" благодаря своему ресторанному прошлому в родном городе президента Санкт-Петербурге и контрактам на обслуживание Кремля, 61-летний Пригожин подвергался санкциям со стороны США и их союзников за ряд предполагаемых правонарушений, включая вмешательство в американские выборы и отправку наемников в Африку и на Ближний Восток. Федеральное бюро расследований США (ФБР) объявило союзника Путина в розыск в 2021 году за вмешательство в выборы.
После нескольких лет преуменьшения своих связей с частной военной подрядной компанией Вагнер, Пригожин в конце сентября публично подтвердил, что основал группу в 2014 году. 4 ноября он открыл в Санкт-Петербурге небоскреб из стекла и стали под названием "Вагнер-центр".
Пригожин появлялся в утечках видео из российских тюрем, на которых он обещает заключенным шанс на досрочное освобождение, если они запишутся на службу в армию в Украине и продержатся шесть месяцев на передовой. В то же время он предупреждает, что они будут расстреляны за дезертирство или попытку сдаться в плен. Пресс-служба Пригожина отказалась подтвердить, что он фигурирует в видеозаписях, но сказала, что человек на них "имеет жуткое сходство" с ним.
Недавно Пригожин объявил, что "Вагнер" планирует создать центры подготовки "ополченцев" в приграничных районах вблизи зоны боевых действий. Бойцы будут поступать из "местных предприятий", которые отправят четверть мужской рабочей силы в "окопы", сказал он в комментарии, опубликованном в Telegram, пообещав сам финансировать обучение.
Кроме того, в начале этого месяца Пригожин подал редкую жалобу в прокуратуру на мэра Санкт-Петербурга, союзника Путина и давнего соперника олигарха. Публичное молчание Кремля по этому делу шокировало инсайдеров.
Пригожин появился с медалью Героя России, высшей наградой страны, но как часто он и Путин встречаются, остается неясным. Некоторые кремлевские инсайдеры сказали, что шеф "Вагнера" теперь встречается с президентом чаще, чем раньше, а другие заявили, что он не входит в небольшую группу сторонников жесткой линии, приближенных к Путину. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал: "О Пригожине ходит много слухов. Мы не намерены их комментировать".
В то же время Пригожин заявил, что не разговаривал с Путиным. Его считают союзником нового командующего, которого Путин назначил в октябре руководить операцией в Украине, Сергея Суровикина, известного своей жесткой тактикой в Сирии, где он воевал вместе с войсками "Вагнера".
Американская разведка сообщила президенту Джо Байдену, что Пригожин напрямую говорил с Путиным о войне, что противоречит оптимистичным военным отчетам, согласно Washington Post.
Более того, Пригожин нашел общий язык с Рамзаном Кадыровым, оба они иногда ставили под сомнение способности военного руководства, особенно когда украинские войска активно отвоевывали территорию в сентябре.
Источники в Кремле описывают Путина как все более изолированного, окруженного небольшой группой сторонников жесткой линии и нечувствительного к критическим взглядам. Пока его силы пытаются сдержать украинское контрнаступление, Москва отказалась от многомесячных попыток изолировать страну от реальности конфликта.
Путин постоянно активизирует боевые действия с тех пор, как в конце лета украинские войска начали оттеснять его войска на значительных территориях. До сих пор мобилизация резервистов, повсеместное расширение ракетных ударов по гражданской инфраструктуре, такой как электростанции за линией фронта Украины, и намеки на возможное применение ядерного оружия не смогли изменить ситуацию. Продвижение Украины продолжается, а Россия теряет территорию, о присоединении которой Путин заявил в сентябре.
В прошлом месяце Путин отдал приказ о введении разновидностей военного положения в значительной части России.
Тем временем, технократам российского правительства было поручено пересмотреть бюджетные и экономические планы, чтобы отразить растущий перевод ресурсов на финансирование войны.
Им также было поручено компьютеризировать процесс мобилизации, чтобы избежать повторения неорганизованности и ошибок, которые были допущены в первом туре. Многие чиновники ожидают, что очередной раунд мобилизации будет объявлен в начале следующего года.
"Настроение отчаяния от того, что все дошло до этого, очень сильно", — сказала Татьяна Становая, основатель R Politik, компании политического консалтинга.