Бывший глава НАТО Йенс Столтенберг призывает Европу увеличить расходы на оборону и укрепить трансатлантические связи в связи с возвращением Трампа к власти.
Бывший генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал европейских лидеров увеличить расходы на оборону, чтобы сохранить силу трансатлантического альянса перед лицом угроз, и поддержать усилия избранного президента Дональда Трампа по прекращению войны в Украине.
Столтенберг, возглавлявший НАТО с 2014 по 2024 год, написал 9 ноября в своей статье в газете Financial Times, что европейские страны должны сыграть решающую роль в поддержании целостности трансатлантического оборонного пакта, особенно в свете новых призывов Трампа к распределению бремени внутри альянса.
«Трамп считает, что США заключили плохую сделку. Он считает, что союзники не справляются со своими обязанностями, и изначально рассматривал альянс как бремя, а не как актив», – написал Столтенберг, добавив, что Трамп прав. «Европа действительно допустила атрофию своих сил, а некоторые страны стали опасно зависеть от российского газа. Эти просчеты впоследствии дорого обойдутся европейцам».
Размышляя об эволюции НАТО в период первого президентства Трампа, Столтенберг отметил, что при 45-м президенте США рабочие отношения между союзниками по НАТО были «хорошими и надежными», несмотря на первоначальную напряженность. Он добавил, что альянс стал сильнее благодаря увеличению расходов на оборону и расширению возможностей.
Однако, несмотря на то, что европейцы стали лучшими союзниками НАТО, Столтенберг предупредил, что нынешняя обстановка в сфере безопасности требует от европейских стран еще больших усилий. В свете вызовов безопасности, включая вторжение России в Украину и растущее стратегическое соперничество с Китаем, базовые требования к европейским членам альянса изменились.
Назвав обязательство союзников по НАТО тратить на оборону 2 процента валового внутреннего продукта (ВВП) «дном, а не потолком», Столтенберг заявил, что европейские лидеры должны активизировать свои усилия, взять на себя больше ответственности и вкладывать больше средств в оборону.
«Если Европа выполнит свою часть сделки, я уверен, что новая администрация США выполнит свою», – написал он, отметив, что Трамп выступал за политику силы, когда находился у власти, и что именно он принял решение о поставках смертоносного оружия в Украину, включая противотанковые Javelins, которые оказались полезными, когда Россия вторглась в Украину.
Столтенберг призвал европейских союзников НАТО «доказать свою значимость», помогая администрации Трампа в ее стратегическом фокусе на Индо-Тихоокеанском регионе, например, предлагая конкретные возможности, которые могут понадобиться Соединенным Штатам на этом театре.
«Таким образом, мы сможем напомнить будущей администрации, что трансатлантические отношения отнюдь не являются бременем, а представляют собой ключевой стратегический актив в эпоху соперничества великих держав», – написал он. «Возвращение Трампа ставит нас перед необходимостью сделать шаг вперед и доказать, что мы настоящие партнеры, а не халявщики».
Бывший глава НАТО также заявил, что европейские страны должны быть готовы поддержать усилия Трампа по прекращению войны в Украине, «работая с Трампом над достижением урегулирования путем переговоров, которое будет приемлемым для Украины, и не будет вознаграждать агрессию».
Трамп заявил, что в случае избрания на пост президента он намерен быстро положить конец войне. Хотя он не раскрыл подробный план, заявив, что его обнародование подорвет его эффективность, он сказал, что будет использовать свои сложившиеся отношения как с президентом России Владимиром Путиным, так и с президентом Украины Владимиром Зеленским, чтобы побудить двух враждующих лидеров к урегулированию.
И Трамп, и его помощник, избранный вице-президент Джей Ди Вэнс, призвали союзников по НАТО взять на себя большую долю оборонного бремени.
К концу 2023 года 10 из 31 члена НАТО достигли цели по расходам на оборону в размере 2 процентов ВВП, хотя, согласно прогнозам, после вступления Швеции в НАТО это число может возрасти до 23 из 32 в 2024 году.
Когда Трамп вступил в должность в 2016 году, минимальный показатель в 2 процента выполняли пять членов НАТО, а к моменту его ухода из Белого дома эта цифра выросла до девяти.