ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайские власти стирают следы борьбы граждан, вынудившей КПК отказаться от политики «нулевого COVID»

Великая Эпоха
Протесты в Шанхае после пожара в Урумчи, ноябрь 2022 года. (From Chen Pinlin’s documentary movie)

Существует множество способов, с помощью которых Коммунистическая партия Китая (КПК) пытается стереть историю. Все упоминания об инциденте на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года тщательно уничтожаются. Этого события нет в учебниках по истории Китая. Блокируется и поиск в Интернете об этом инциденте. Конечно, КПК не может помешать миру за пределами Китая помнить 4 июня, но многие китайцы, родившиеся в XXI веке, никогда не слышали об этом событии.

Сейчас КПК занята еще более амбициозным делом. Она пытается уничтожить все следы произошедшего в 2022 году. «Революция белых листов бумаги 2022 года» — предмет большой озабоченности для КПК.

Все началось 24 ноября 2022 года в Урумчи (Синьцзян) с трагедии, которая за несколько часов поставила крест как на радужной пропаганде о счастливых уйгурах, поющих и танцующих в знак благодарности КПК, так и на черной пропаганде, изображающей уйгуров террористами. Китай проснулся 25 ноября с ощущением, что уйгуры — это просто товарищи по несчастью.

В ночь с 24 на 25 ноября в столице Синьцзяна Урумчи произошел пожар в 18-этажном здании, где проживали уйгурские семьи. Некоторые люди, оказавшиеся внутри здания, смогли опубликовать ужасающие снимки в социальных сетях. Как отмечают уйгурские комментаторы, «крики матерей и детей, выходящих из огня, распространились по зданиям в Урумчи и достигли мира через Интернет, но никто не мог им помочь. Ведь это был период, когда регион находился под замком в связи с планом Китая снизить COVID до нуля, и поэтому двери зданий и домов были заперты снаружи».

Пресс-конференция, которая привела Китай в ярость. (From Chen Pinlin’s documentary movie)

Студенты в главных городах Китая, а затем и многие другие граждане вышли на улицы в знак протеста и в защиту страдающих уйгуров. Им надоела идиотская и неэффективная политика «Нулевого COVID», которая обрекла их на худший карантин в мире.

Китайцы начали стихийно собираться на улицах Шанхая, Пекина и других городов, зажигать свечи, молиться, иногда даже выкрикивать лозунги против КПК. Когда полиция запретила использовать плакаты, они стали держать листы белой бумаги, показывая всему миру, что заявлять о своей свободе самовыражения — это то, чего КПК не терпит. Некоторые пытались убедить полицейских присоединиться к их борьбе. Когда пришли представители КПК, они заявили толпе, что ими манипулируют «иностранные силы». Студенты ответили, что единственные «иностранные силы», с которыми они знакомы, — Маркс и Энгельс.

Шли дни, протест не стихал. У Си Цзиньпина был выбор: повторить инцидент 4 июня 1989 года и убить тысячи людей в нескольких городах или отказаться от политики «Нулевого COVID». Мы ещё долго не узнаем что побудило Си выбрать второй вариант. Также мы не скоро узнаем сколько людей на самом деле погибло в пожаре в Урумчи.

Мы знаем только то, что к декабрю 2022 года «Нулевой COVID» отменили, а 8 января 2023 года Си объявил о победе над COVID-19. Попытка превратить поражение в победу мало кого обманула. Неудивительно, что внезапная отмена всех ограничений вызвала вспышку вируса и привела к жертвам, число которых мы, возможно, никогда не узнаем. Но крематории были перегружены в течение нескольких месяцев.

Опасным для КПК было то, что, в отличие от 1989 года, этот народный протест увенчался успехом, и правительству пришлось отказаться от политики, которую оно объявило успешной и бесповоротной.

Знаковая история этой кампании связана с режиссером Чэнь Пиньлинем, который под псевдонимом Платон выложил на YouTube (заблокирован в Китае) документальный фильм о протестах в Шанхае. Он назвал документальный фильм «Не иностранная сила». В январе 2023 года он был арестован. В феврале ему предъявили обвинение в «разжигании ссор и провоцировании беспорядков» (серьёзное преступление в Китае) и отправили в тюрьму.

Документальный фильм Чэнь Пиньлиня «Не иностранная сила». (Скриншот)

Боится ли КПК движения 2022 года? Ответ — да. Изменил ли 2022 год Китай навсегда? Мы пока не знаем. Хотя некоторые антиправительственные лозунги звучали, но они не доминировали в протестах. Все последующие народные демонстрации были сосредоточены на локальных проблемах. Даже 2022 год не ставил своей целью свержение режима КПК. Его целью была отмена политики «нулевого COVID». Возможно, однажды возникнет некое движение, способное скоординировать местные протесты в общенациональное требование прекратить угнетение.

По материалам BITTER WINTER