Моя знакомая Тамара Михайловна из Санкт-Петербурга однажды выдвинула для себя три правила: не просить других сделать то, что может выполнить сама, никому ничего не советовать и никого ни за что не упрекать. Словно дом с крыши на фундамент поставила. В результате — дружная семья, спокойные нервы, выстиранное бельё, чистая посуда. Но поначалу, вспоминает, выдерживать было очень трудно, особенно когда поняла, что приёется так поступать всю жизнь.
Тамара Михайловна рассказывает: «Моя приятельница приехала из Риги и жалуется: я с мужем спорю, спорю, а он всё делает наоборот. Я ей говорю: закрой рот. Хотя бы месяца на три. Или года на три». Смеётся. И продолжает: «Я сама три года училась молчать. Что меня ни спрашивают, я коротко отвечаю: да, нет… угу.
Мы всё еще живем в Стране Советов — Советов давно нет, а мы застряли в своём прошлом. Никто не спрашивает нашего совета, а мы всё советуем, советуем, советуем. Вспомните, когда и кто всерьез вас просил: мне нужен твой совет? Нужно хорошенько напрячь память.
Кому не знакома фраза: ты не купил молока, ты не вынес мусор, ты не помыл чашку? Всё время поучаем или требуем. Сын не вымыл тарелку — возьми вымой сама или покорми его с немытой тарелки. Ребенок не чистит сапоги — ночью встала, вычистила один до блеска и поставила подальше. Второпях надел, в школу прибежал: «Ой!» Один грязный, другой блестит… Не надо ничего говорить, только примером. Но зато своя обувь должна быть вычищена всегда.
Сын запачкал рубашку. Тазик есть — иди, стирай. И мальчик должен привести себя в порядок. В армию пойдёт, кто там за ним ухаживать будет?
Мой муж иногда приходил с работы такой усталый, что забывал, где он находится, и в грязных ботинках топал к телевизору. Я молча бралась за тряпку. А он сядет в кресло и… словно, нет его. Но мне как раз нужна его помощь. Говорю ласково: «Володенька, ножи затупились». «Хорошо, хорошо — наточу». И забыл. «Володенька, нужно полку прибить». «Конечно, конечно», — и опять ушёл в телевизор.
Я злюсь. Зачем злюсь? Объясняю сама себе: вот, пиджак висит? Висит. А муж в командировке! Пойми, наконец, — уговариваю я себя, — твой муж в командировке. Ты обходишься без мужа, когда он уезжает? Ну, представь, говорю себе, что и сегодня он в командировке.
Но и муж ко мне тоже не в претензии. Говорит: «Раз ты устала, так ничего не делай. Не готовь! Мы чай попьём, кофе попьём». Нетрадиционный обед? Да. Зато сердце спокойно.
Иногда возвращаешься с работы, еле ноги волочишь, а дома пыль в глаза лезет. Надо брать тряпку, убирать? Нет! Почему, собственно говоря, не должно быть пыли в квартире? Мягче ходить будет. Мать мне говорила: «Ну, ничего, походишь, как на Луне: там 4 км пыли. Ведь пыль — не главное в жизни. Научись отделять главное от второстепенного». Вот мудрость! Сколько живу, столько восхищаюсь словами древних:
«Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне спокойствие не переживать там, где от меня ничего не зависит, и дай мудрость отличить одно от другого». А мы даже туда, где от нас ничего не зависит, суём и нос, и уши, и руки. А потом ожидаем к себе хорошего расположения.
Мне говорили: «Тамара, ты почти святая». Какая там святая?! Однажды я взяла ручку и решила записать свои недостатки. Пишу мелким бисером один лист, другой, третий… Да, сколько ж я писать-то буду? Мне надо всё в себе исправлять».
Тамара Михайловна засмеялась. Как легко, доступно и образно объяснила она такие важные истины. Не требуй от других, требуй от себя — в этом вся соль. Не осуждать других за совершённые ошибки, мягко предлагать свою помощь, и тогда домашние станут искать способ разгрузить тебя от дел. Любовь и забота о других творят чудеса.