Благодаря старинной технике фотографии, известной как «мокрые пластины», создатель портретов, самоучка из Северной Дакоты Шен Белькович уже 20 лет увлечён фотоизображениями современных американцев Северных долин. Мастерство владения этой техникой позволяют этому художнику передать нам гордый дух и врождённую культуру его современников.
Целая серия 1 000 портретов Ш. Бельковича, названная «Американцы Северных долин»: A Modern Wet Plate Perspective представила исторический портрет общества Северной Дакоты.
Вдохновлённый фотографом Эдвардом Кертисом, чьи фотографии в технике сухих пластин обессмертили американскую культуру начала XX века, Шен Белькович начал свою серию с портрета Эрни Ла Пуанта, правнука Sitting Bull (Сидящий Бык). Это и сегодня любимый образ художника. Портрет задал тон всему будущему проекту.
«Он кажется живым, — говорится в My Modern Met, который опекает художников. — Теперь это дело всей нашей жизни».
В свои пятничные фотосессии Шен Белькович приглашает фотомоделей в национальной одежде присесть и за 10 -12 секунд делает съёмки при естественном освещении. Речь не просто о фотографировании, а скорее, о 10-секундном фильме, в котором «слышатся биение сердца, вдохи — и всё это отражается на пластинке».
Шен Белькович в хороших отношениях с теми, кого фотографирует. Уже известно, что его студия загружена на месяц вперед.
Целиком по собственному порыву художник первые взялся за фотоаппарат в 2012 году. Поражённый эффектом снимков на мокрой пластинке, он собственными руками сделал первую за 45 дней, он выбрал для первого сюжета своего брата Шеда.
Шен Белькович считает мокрые пластинки «фотографическим, наиболее романтическим процессом из всего прочего, что когда-либо существовало». Изобретение Фредерика Скотта Арчера 1848 года состоит в затвердении на стеклянной пластине коллоидного раствора и нитрата серебра, которые ещё в сыром виде отображают образ, когда их ярко освещают дневным светом.
На фотографии изображён человек с великим достоинством и скромностью прощающийся с уходящей эпохой.
«Считаю чрезвычайно важным, что по мере развития технологий не забываем при этом важные достижения прошлого», — сказал об этом Шен Белькович газете EpochTimes.
Первая же выставка работ этой серии из 145 пластин была организована в Bismarck Artand Galleries Association в ноябре 2017 года и побила рекорды посещаемости этой галереи за 25 лет. В том же году Шен Белькович построил и открыл свою студию Nostalgic Glass Wet Plate Studio в Бисмарке.
Студия в 550 m² с окнами системы UV и колодцем для естественного освещения позволяет г-ну Бельковичу воспроизвести фото своих предшественников.
В результате своих 20-летних изысканий Шен Белькович сегодня является единственным фотографом на мокрых пластинах в Северной Дакоте, и намерен выпустить четыре книги с 50-ю любимыми образами в каждой. В предисловии к первой книге, названной Dakota Goodhouse, о племени Lakota Hunkpapha, он описывает свое впечатление от процесса, когда его собственный портрет на мокрой пластине проявлялся буквально у него на глазах.
«Это гораздо больше, чем прямо смотреться в зеркало и видеть отражение. Это больше, чем увидеть картину маслом и узнать себя. Это вроде сновидения, когда это узнавание себя приводит к некоему воспоминанию о чём-то личном, — добавляет он. — Сейчас могу только вообразить себе, как же наши предки в те далекие времена могли бы воспринять то, что появлялось на мокрой пластинке».
В октябре 2018 года Шен Белькович был назван Shadow Catcher [Ловец теней] Calvin Grinnell, главой американского племени Hidatsa на официальной церемонии, организованной его студией. Он назвал это высочайшей честью для себя за всю жизнь.
Художник приветствует появление своих работ на Facebook. Документальный фильм Balkowitsch повествует о чрезвычайно интересном пути художника.
«Во время цифрового господства, — размышляет он, — события истории могут легко потеряться в забвении времён. Мокрая пластина для снимка тоже чувствительна, и будет утеряна».
«Я хотел бы, чтобы люди осознали, что американские индейцы по-прежнему еще здесь. У них свое древнее прошлое, у них свой язык и свои напевы», — уверен г-н Белькович.
«Они очень многое пережили. Не в том суть, что мы им сделали, они по-прежнему здесь, перед нами, и мы помним, что они первые жители всей Америки», — утверждает он.
Источник: The Epoch Tmes