Продать все, что у вас есть.
Продать машину, дом и все свое земное имущество.
А деньги раздать на благотворительность. И уехать жить в горы.
Стремясь к внутреннему спокойствию, кто не думал об этом в какой-то момент?
Что ж, некоторым это удалось.
Аскетам Греции 9-го века пришло в голову искать уединения от страданий суетного мира, поднимаясь на высокие скалы гор Пинд в Фессалии, чтобы молиться и медитировать в блаженной тишине.
Остатки древних пещерных домов и витых деревянных лестниц все еще можно найти среди высоких, похожих на столбы образований всего в нескольких милях к северу от города Калабака. В некотором смысле выжить в таких условиях, по-видимому, было нелегко, но с другой стороны, понятно, почему они привлекали многих людей.
Вид с этих скал на долину реки Пиньйос всегда вдохновлял на поиски божественности.
С другой стороны, жизнь, от которой они бежали, — жизнь, полная страданий, политических распрей и преследований, — сделала положение многих людей просто невыносимым.
В конце концов, довольно хаотичная толпа аскетов была собрана вместе и организована монахом по имени Нилос. Монахи здесь придерживались православного вероучения и начали величественное строительство среди облаков.
Итак, в 14 веке для монахов было огромным духовным испытанием подниматься на эти отвесные скалы гор Пинд, чтобы исследовать новые места и основать то, что впоследствии стало 24 отдельными монастырями, которые, казалось, поднимались до самых небес, в них можно было бы уединиться для познания Бога и вечного покоя.
Все началось со Святого монастыря Большого Метеора — самого большого, построенного на величественном скальном выступе в этой местности, основанного монахом Святым Афанасием в 1344 году. Святой монастырь Варлаама, второй по величине, был основан, когда монах Варлаам смог подняться на вершину, откуда сквозь горные туманы можно было разглядеть Большой Метеор.
И пошло-поехало: Монастырь святого Николая Анапавсаса появился в конце 14 века. Там был монастырь Святой Троицы, до которого труднее всего добраться, но от туда открывается самый потрясающий панорамный вид. В монастырь Святого Стефана можно добраться через небольшой мостик, перекинутый через две скалы.
Ступеньки были высечены прямо в камне; хотя путь все еще был коварным и крутым, часто поднимаясь на высоту более 460 метров, по крайней мере теперь он был доступен для здоровых, отважных и пылких паломников.
Затем появились десятки других, которые украсили скальные колонны, гордо возвышавшиеся поперек долины. Вместе они стали Метеорами, что в переводе с греческого означает «подвешенные в воздухе».
Сама по себе эта уникальная география формировалась миллионы лет, когда осадочные горные породы откладывались, а затем фрагментировались во время землетрясений, которые подняли морское дно. Выветривание уничтожило эти остатки, образовав структуры, которые являются очень уникальными по сравнению с аналогичными в других местах.
Кое-где есть напоминание о суровости жизни в те первые годы — даже сегодня несколько монахов и монахинь называют Метеору своим домом. Монахи, начавшие строительные работы, возвели башни с лебедками, которые до сих пор можно увидеть. Веревки использовали для подъема строительных материалов, товаров и людей. Там были лестницы, которые можно было поднять в случае нападения, что делало жителей неуязвимыми к вторжению.
Скорее всего, строительство шло медленно, часто приходилось вести вертикальную застройку, чтобы компенсировать ограниченность наземного пространства. Но тяжелый труд принес свои плоды: Великий Метеор расширился благодаря отшельнику Иоасафу, сыну греко-сербского царя, а богатство и престиж сопровождали паломников, которые стекались сюда.
Уединенность святилища окупилась еще и другим образом. Когда турецкая Османская империя расширилась и оккупировала регион в 15 веке, монахи, преследуемые греки и католики нашли безопасное убежище в стенах Метеоры. Отказывать путешественникам в убежище — или «филоксения» на греческом — считалось одним из самых больших богохульств.
Поскольку султанские войска не трогали Метеору, она процветала в течение следующих нескольких веков. В 16 веке помещения были украшены яркими декорациями, с портретами основателей и святых, выполненными во фресках. Самые известные росписи были выполнены в 1527 году Феофаном Критянином в монастыре Святого Николая Анапавсаса.
К сожалению, добрые времена не могли длиться вечно. Если все, чего хотели монахи — это чтобы их оставили в покое, чтобы они могли молиться и обустраивать монастырскую обитель, то этого не произошло. В 20-м веке их величественные монастыри подверглись испытаниям и значительно пострадали, а количество действующих монастырей сократилось с 24 до 6 (именно тех, о которых говорилось выше).
Скальные образования страдали от землетрясений и оползней, которые вызывали разрушение дорог и зданий. Не обошли эти комплексы и разрушительные военные действия. Во время Второй мировой войны сооружения пострадали от взрывов бомб и вибраций от низко пролетающих немецких самолетов.
Однако позже были приложены усилия для консервации объекта. В 1972 году Метеора была законсервирована, а в 1988 году стала объектом наследия, находящимся под защитой ЮНЕСКО. Монастыри уцелели.
На протяжении веков Метеора пережила преследования, вторжения, землетрясения и войны. Сейчас она сталкивается с новым видом угрозы.
Сегодня, в эпоху развлечений и туризма, двери Метеоры остаются открытыми, как и в прошлом. Она принимала толпы посетителей и даже киношников.
Шпионский фильм о Джеймсе Бонде «Только для ваших глаз» 1981 года с Роджером Муром в главной роли снимался на территории монастыря Святой Троицы с разрешения греческого Министерства культуры. Однако не все были довольны этим.
«Монахи Метеоры яростно выступали против этого решения», — пишет сайт Метеоры. «В конце концов, монахи заставили продюсеров снимать монастырь только снаружи». Сцены внутри пришлось снимать на соседней скале в декорациях, напоминающих монастырь.
Каждое лето Метеора превращается в своеобразную туристическую ловушку. Хотя еще можно подняться пешком, современные трассы позволяют спокойно добраться до вершины горы. Молодые путешественники делают селфи на фоне пейзажа.
Хотя двери Метеоры открыты, старые кодексы уважения и приличия все еще действуют. Женщины, посещающие монастырь, согласно традиции, должны носить платья, иначе их могут не пустить.
Большая надежда на Метеору заключается в том, что ее обитатели обретут мир, к которому они стремятся, а посетители принесут часть этого мира домой.