ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Вокруг бывшего главы безопасности Китая затягивается петля?

Великая Эпоха
Китайские военизированные подразделения полицейских маршируют площадью Тяньаньмэнь в Пекине 16 мая 2012 года. Чжоу Юнкан, бывший глава безопасности, находится в центре расследования.
Китайские военизированные подразделения полицейских маршируют площадью Тяньаньмэнь в Пекине 16 мая 2012 года. Чжоу Юнкан, бывший глава безопасности, находится в центре расследования.

Китайские военизированные подразделения полицейских маршируют площадью Тяньаньмэнь в Пекине 16 мая 2012 года. Чжоу Юнкан, бывший глава безопасности, находится в центре расследования. Фото: Марк Ролстон/AFP/GettyImages

Целый ряд новых арестов высокопоставленных чиновников Коммунистической партии Китая, каждый из которых связан с Чжоу Юнканом, указывает на то, что нынешнее руководство партии быстро продвигается в расследовании бывшего главы безопасности. Партийные лидеры публично отмечают каждый этап их систематической кампании по устранению тех, кто поддерживает Чжоу, перед тем как, предположительно, в конце концов, разобраться с ним самим.

Самый громкий из последних арестов — арест чиновника службы безопасности Лян Kэ, директора Пекинского городского Министерства государственной безопасности (МГБ), одной из тайных сил политической полиции Китая. МГБ — это спецслужба, которая сосредоточена как на международном шпионаже, так и слежке и подавлении всех слоёв китайского общества, рассматриваемых коммунистической партией как угроза её власти.

Информация об аресте Лян Кэ появилась на государственных и крупных китайских сайтах. Это указывает рядовым членам партии на состояние расследования деятельности Чжоу Юнкана, так как обычно вопросы, относящиеся к спецслужбам, окутаны тайной.

Говорят, что Лян уже предоставил соответствующую информацию о Чжоу Юнкане, полученную по каналам его шпионской сети, при прослушивании телефонных звонков и из доступа к секретам партийного руководства. The New York Times сообщает, что советник по кадровой политике и бывший сотрудник службы безопасности сказал, что Лян подозревался в оказании помощи Чжоу «вне одобренных средств и каналов».

71-летний Чжоу Юнкан — один из самых высокопоставленных чиновников коммунистической партии, вовлечённых в расследования такого рода, с тех пор как правящая партия в 1949 году пришла к власти в Китае.

До того как следствие занялось проверкой силовых структур, руководство партии ликвидировало политические сети Чжоу в подконтрольном государству нефтяном секторе и в богатой энергоресурсами провинции Сычуань.

В центре внимания вице-губернатор провинции


На прошлой неделе власти объявили, что в отношении Цзи Вэньлиня, вице-губернатора провинции Хайнань, острова в южном Китае, начато следствие.

Новость об аресте Цзи Вэньлиня вызвала пристальный интерес политических наблюдателей ввиду того, что он был близок к Чжоу Юнкану. Примерно десять лет, с 1998 по 2008 гг., он был личным помощником Чжоу и сотрудничал с ним во многих делах, в том числе в нефтяной промышленности и системе безопасности.

После того как Чжоу получил пост руководителя Политико-юридической комиссии, Цзи Вэньлинь стал заместителем директора Центрального бюро сохранения стабильности — это пост, который был подчинён Чжоу, осуществлявшему надзор за всей буйно разросшейся системой безопасности.

Когда было объявлено об аресте Цзи, сводки новостей в материковом Китае о том, что это связано с Чжоу Юнканом, были непривычно однозначными. Как правило, если дело является политически щепетильным, то цензоры коммунистической партии удаляют из Интернета все нежелательные ссылки.

Таким образом, наблюдатели восприняли это как ещё один знак того, что над Чжоу Юнканом, ранее одним из самых могущественных чиновников в партии, сгущаются тучи.

Чжоу Юнкан был начальником органов безопасности компартии до ноября 2012 года, пока к власти не пришло новое руководство. С тех пор сети политической системы, которые Чжоу и его союзники тщательно строили на протяжении более чем десяти лет, были одна за другой ликвидированы. По слухам, Чжоу уже довольно длительное время находится в центре всё более ужесточающегося расследования.

Новое руководство самоутверждается


Устранение Чжоу Юнкана является показательным событием в китайской политике, которое отражает влияние нового руководства и скорость, с какой оно овладевает рычагами власти в коммунистическом Китае. Чжоу представляется главной мишенью для нынешних лидеров в виду его тесных связей с Бо Силаем, бывшим членом Политбюро, который сейчас находится в тюрьме, и из-за огромной власти, сосредоточенной в его руках на посту главы сил безопасности.

Чжоу был назначен в качестве главы китайских органов безопасности бывшим лидером режима Цзян Цзэминем, которому нужен был надёжный человек для продолжения кампании против Фалуньгун, духовной практики, которую Цзян решил уничтожить в 1999 году.

Для Бо Силая, Чжоу Юнкана, Цзян Цзэминя и других чиновников, связанных с ними, преследование Фалуньгун было совместным мероприятием, из которого они могли получить личную и политическую выгоду. Считается, что деятельность их политического клана по большей части была мотивирована тем, чтобы не допустить прекращение репрессий Фалуньгун более поздними поколениями коммунистических лидеров и продолжать — казни, пытки, тайные аресты, извлечение органов у живых людей с целью получения прибыли. Однако это привело к необдуманным поступкам и, в итоге, к низвержению Бо Силая в 2012 году.

После прихода Си Цзиньпина к власти в конце 2012 года была ликвидирована система перевоспитания через трудовые лагеря, действовавшая в Китае с 1950-х гг. (хотя многие такие учреждения до сих пор продолжают работать под другими названиями), и Ли Дуншэн, глава Комитета 610, рабочая группа тайной полиции, используемая для осуществления кампании против Фалуньгун, был арестован и помещён под следствие. Тем не менее, политологи считают эти шаги не попыткой Си Цзиньпина реабилитировать Фалуньгун, а лишь практичными средствами борьбы со своими политическими оппонентами.

По поводу изоляции Чжоу Юнкана, путём ликвидации его сети, бывший чиновник У Вэй сказал The New York Times: «Это не что иное, как удаление зубов у тигра с тем, чтобы он превратился в больного кота». Си Цзиньпин, глава партии, заявил, что его главная антикоррупционная кампания не пощадит ни «тигров», ни «мух», имея в виду соответственно крупных и мелких чиновников.

Эти политические манёвры происходят незадолго до «Двух встреч», которые должны состояться в Пекине в марте — в это время ежегодно подконтрольная партии законодательная власть и её консультативный орган собираются в столице Китая.

Независимый политолог Хуа По, сказал в интервью New Tang Dynasty Television, что на «Двух встречах» грядёт борьба не на жизнь, а на смерть между обеими сторонами. Для уверенности, что эти встречи пройдут гладко, они могут сначала разоблачить и наказать Чжоу Юнкана».


Читайте также:
Падение режима в Украине вызывает искру надежды в Китае
Редактор назвал следующую влиятельную жертву в Китае