ТОРОНТО - В пятницу во время пресс-конференции Международной Амнистии репортёры собрались в одной из комнат гостиницы, расположенной в центре Торонто, чтобы получить информацию о тяжёлом положении уйгуров - мусульманского меньшинства Китая.
Одним из докладчиков была Ребия Кадир, уйгурская активистка, больше пяти лет отсидевшая в китайской тюрьме по обвинению в "раскрытии государственных тайн" (за отправку вырезок из газет своему мужу в Соединённые Штаты). С тех пор как коммунистическая партия Китая в 1949 году пришла к власти, сказала Кадир, язык и культура уйгуров подавлялись, и китайские ханьцы затопили регион, вытесняя уйгуров, так что те вынуждены были перебираться во внутренний Китай, чтобы найти работу.
Но во внутренних городах трудно найти работу, поскольку китайский режим постоянно обвиняет национальные меньшинства в сепаратистских антикитайских настроениях. В результате, сказала Кадир, многие компании даже указывают в объявлениях, что не берут на работу уйгуров.
После Террористического акта 9.11.2001 в Соединённых Штатах режим начал клеймить уйгуров как террористов, ещё более осложнив ситуацию.
"Китайское правительство разрушило нашу культуру и мораль... Они уничтожили нашу свободу веры", - сказала она через переводчика.
Кадир привела историю мужчины, который хотел объяснить кое-что из культуры уйгуров ребёнку и рассказал тому историю о диком голубе, символе свободы. В результате мужчина был заключен в тюрьму на 13 лет.
"Такова наша жизнь сейчас", - сказала Кадир сквозь слёзы.
Она рассказала об уйгурских "сепаратистах", которых возят по округе на грузовиках перед казнью, и о том, как зрителей-уйгуов заставляют приветствовать казнь. Если они не аплодируют, они могут быть арестованы. Кадир указала, что жертвы могут даже и не быть сепаратистами, но их казнят для того, чтобы держать всех остальных в страхе.
В результате, по её словам, мораль уйгурских людей разрушена. Одним из последствий этого - резкое увеличение количества краж детей, нечто неслыханное ранее.
В настоящее время детей в возрасте от 7 до 16 лет в регионе Синьцзян (традиционная территория уйгуров) отправляют в школы во внутренних районах Китая, чтобы разрушить их культуру. Если родители отказываются, им говорят, что их детей не примут в другие школы; кроме того, родители оказываются под угрозой потерять работу. Им также предлагают денежную награду, если они соглашаются отправить своих детей, объяснила Кадир.
Другая недавно введённая политика состоит в переселении незамужних женщин в возрасте от 16 до 25 лет во внутренние районы, якобы для того, чтобы предоставить им более благоприятные экономические возможности. Однако в действительности женщин ввергают в рабство и в проституцию, говорит Кадир. Около 240,000 женщин были переселены; и ни одна из них не вернулась обратно. Если женщины убегают, дом и земля их родителей могут быть конфискованы, или их выгонят с работы.
В преддверии Олимпийских Игр, которые будут проходить этим летом в Пекине, добавила Кадир, китайские власти усилили подавление уйгурского меньшинства, несмотря на своё обещание улучшить широко осуждаемый общественностью отчёт о состоянии прав человека.
"Сейчас большинство уйгуров находятся в тюрьме".
Хотя конституция китайского режима защищает языки национальных меньшинств и предусматривает получение образования на родном языке в областях, населённых национальными меньшинствами, Кадир говорит, что в действительности это не выполняется.
Мэтью Литтл. Великая Эпоха