Два события преследовали китайского президента Ху Цзинтао во время его приезда в Америку 14 ноября для участия в недельном саммите «Большой двадцатки». Эти оба события служили иллюстрацией внутренней нестабильности, которую китайское правительство являет мировому сообществу.
Ху Цзинтао прибыл в США сразу после выборов Барака Обамы. Он приехал в страну, возбужденную демократическим процессом. Эйфория, последовавшая после выборов, показала, что мощная, однако прихрамывающая экономическая машина и технологическое мастерство Америки, не являются источниками ее силы.
Её сила - продукт политической структуры, которая (какой бы неидеальной она не была бы) постоянно позволяла Америке возрождаться и преодолевать различия и разобщенность в направлении ее конституционного видения справедливости, свободы и равенства.
Америку, которую Ху Цзинтао видел ранее, давала ему передышку, поскольку два недавних события раскрыли ненадежную природу движения Китая к статусу мировой сверхдержавы; тени, преследующие его, воплотились в жизнь.
Первое событие произошло в Европе. Заключенному китайскому диссиденту Ху Цзя 23.10.2008 была присуждена премия Европейского парламента за свободу мысли. Ху Цзя, чья работа была связана с проблемами СПИДа, окружающей среды и продемократическим движением 1989 г., был арестован и осужден, после того как он представил Европейскому парламенту видеосвидетельства о ситуации с правами человека в Китае.
Президент Европарламента Ганс-Герт Птеринг сказал, что приз был учрежден для того, чтобы продемонстрировать, что «Европейский Парламент уверено и убеждено признает ежедневную борьбу всех китайских правозащитников за свободу». Китайское правительство выразило свой гнев в связи с решением Европейского Союза, настаивая на том, что Ху Цзя был преступником, и оценила действие ЕС как «грубое вмешательство во внутренние дела Китая».
Особенность приза, присвоенного Ху Цзя, в том, что он был назван по имени диссидента советской эпохи Андрея Сахарова. Известный советский физик д-р Сахаров был одним из немногих людей своего времени, который предвидел развал Советского Союза. Он сформулировал фразу, которая дала определение проблеме однопартийной тиранической системы: «Мировое сообщество не может доверять правительствам, которые не доверяют своим народам».
Другая тень, которая преследовала Ху Цзитао, материализовалась в Гарвардском Университете 7 ноября 2008 г. Под призывом «Уважение различий, придерживаться универсальных ценностей, единых для общего демократического будущего», около шестидесяти лидеров и представителей разных этнических и религиозных групп, которые составляют китайский народ, присутствовали на трехдневной конференции.
Работая внутри интерактивных форумов, тибетцы, уйгуры, монголы, а также представители преследуемых верований, таких как христиане домашней церкви и практикующие Фалуньгун, встретились друг с другом и поделились своим опытом перенесенных репрессий со стороны китайского правительства. К концу конференции участники приняли единогласную декларацию единства цели и стратегии в отношении их общей задачи стремления к свободе и демократии.
Это заключение было прекрасно сформулировано в недавней декларации, сделанной его Святейшеством Далай-ламой, последовавшей за моей аудиенцией к нему прошедшим летом: «Считать, что китайское правительство даст свободу тибетцам, в то время как оно не предоставляет ее большинству китайцев или уйгурам, означает выдавать желаемое за действительное.
Также невозможно, чтобы китайское правительство дало свободу только практикующим Фалуньгун и не предоставило ее членам христианской подпольной церкви. И диктаторская угроза, нависшая над Тайванем, Гонконгом и Макао, может быть уменьшена только через постоянную борьбу и успешные усилия за свободу народа в континентальном Китае. Так что, наши усилия за свободу едины и не могут быть разделены».
Эта историческая природа декларации не может быть недооценена. Никогда прежде в китайской истории не было так много групп, объединенных резолюцией с общими целями достижения свободы, прав человека и законности. Эту объединенную декларацию можно прочитать на вебсайте initiativesforchina.org
Эти два события указывают на неминуемые изменения в Китае, с одной стороны, разоблачая репрессивную и разделяющую природу компартии в управлении ее гражданами и в равной мере ее губительный подход при взаимоотношениях с другими нациями. С другой стороны, это указывает на то, что (как это всегда происходит со всеми диктатурами) правительство не может вечно держать народ под дулом оружия.
Мои поздравления смелой позиции Европейского Парламента и патриотам, которые приняли участие в конференции в Гарварде. Добро пожаловать в будущее, Ху Цзинтао.
Автор Ян Цзянли - выживший после событий на площади Тянь-Ань-Мэнь 1989 г. узник совести в Китае, доктор математики в университете Беркл и политологии - в Гарвардском университете. В настоящее время он работает в Гарвардском университете старшим преподавателем и является президентом общества «Инициатива по Китаю» - расположенной в Бостоне продемократической организации для координации действий в проведении мирного перехода Китая к демократии. Более подробная информация на сайте initiativesforchina.org