ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Дамба «Трех ущелий». Кошмар китайского народа (фото)

Великая Эпоха

8 июня в Цзыгуй, провинция Хубэй неизвестными был избит 41-летний Фу Сяньцай. Причиной, вероятно, послужило его интервью Объединению публично-правовых радиостанций (ARD). Он был доставлен в больницу со сломанным шейным позвонком и парализованной шеей. Необходимых денег для оплаты операции у него не было. Виновные предположительно скрываются в рядах КПК. Однако правительство молчит. Интервью было дано 19 мая — за день до ввода в эксплуатацию водоподъемной дамбы. Вмешательство директора ARD Йобста Прога на высшем политическом уровне, между тем, до сих пор не имело никакого резонанса. В воскресенье пострадавшему была сделана первая операция, оплаченная немецкой стороной. «Я буду бороться до тех пор, пока я жив!», — заявил тяжело раненый крестьянин Фу Сяньцай за несколько дней до операции. Он – одна из бесчисленных жертв китайской мечты и кошмара – дамбы «Трех ущелий». Из-за этого проекта он лишился своей родины, доходов и будущего.

17 мая Ичан, Хубэй. Общий вид плотины «Трех ущелий» на реке Янцзы у Ичана в провинции Хубэй. Ради реализации этого проекта по данным государственных СМИ было переселено приблизительно 1,3 миллиона человек. Фото: Guang Niu/Getty Images
17 мая Ичан, Хубэй. Общий вид плотины «Трех ущелий» на реке Янцзы у Ичана в провинции Хубэй. Ради реализации этого проекта по данным государственных СМИ было переселено приблизительно 1,3 миллиона человек. Фото: Guang Niu/Getty Images
 

Опасения вместо помпезного открытия

После 12 лет работы при участии 26 000 рабочих, изгнания почти 2 миллионов человек и израсходованных 25 миллиардов долларов США (неофициальные данные варьируются в пределах 50-100 миллиардов долларов) огромная плотина была закончена. Высотой 185 метров и длиной 2,3 километра она перегородила могущественную Янцзы, самую длинную реку Азии.

Янцзы, реку, овеянная мифами и легендами, колыбель китайской цивилизации, сейчас разделяет 27 миллионов тонн бетона. Объявления об официальном окончании строительных работ в долине «Трех ущелий», самых грандиозных в своем роде вопреки ожиданиям не были отмечены пышными торжествами, как того следовало ожидать от китайской партийной пропаганды.

Согласно официальной версии, лица, ответственные за строительство не захотели пышных торжеств по причине своей скромности и руководствуясь экономией затрат. По крайней мере, «Синьхуа» так объяснило это населению. Для знатоков кажется удивительным, что партия не использовала такое событие для пропаганды. Очевидная причина ее молчания – большие опасения.

В течение 6 лет на дамбе появились новые трещины, якобы «незначительные», однако, которые, по мнению экспертов, могут привести к прорыву плотины. В течение 5 лет качество воды в водохранилище грозит ухудшиться. Уже сейчас заметно влияние дамбы на экологию отдаленного на 900 километров Шанхая, не смотря на то, что последствия массивного вмешательства в природу еще не проявилось в полном объеме.

Контролируемая компартией газета «People's Daily» 6 апреля 2002 года поместила фото с подписью: переселенец общины Сандупин, округа Ичан с песнями и танцами празднует принятие решения о строительстве дамбы в долине «Трех ущелий» 3 апреля 1992 года. Фото:
Контролируемая компартией газета «People's Daily» 6 апреля 2002 года поместила фото с подписью: переселенец общины Сандупин, округа Ичан с песнями и танцами празднует принятие решения о строительстве дамбы в долине «Трех ущелий» 3 апреля 1992 года. Фото:
 

Сковать природу цепями

За этим проектом кроется больше, чем простое желание предоставить в распоряжение экономически растущего Китая необходимую энергию. Как и для многих значительных событий Поднебесной, причины нужно искать в другом месте.

Еще в 1917 году Сунь Ятсен, основатель Китайской республики мечтал о том, чтобы сделать полезной дикую природу Янцзы. Мао Цзэдун также однажды упоминал о плотине: «… Богиня Трех Ущелий будет побеждена современным оружием». Это был больше, чем поэтический намек, это был вопрос идеологии: природа должна быть не просто укрощена, человек всецело должен править над ней.

В этом случае речь идет о контроле над рекой, располагающей огромной силой, опустошающие катастрофы которой на протяжении тысячелетий воспринимались, как кара богов. Без вод Янцзы, простирающейся на 6 300 километров от Тибета до Шанхая и впадающей в море, с током воды 30 000 кубических метров в секунду, сельское хозяйство девяти прилежащих китайских провинций не могло бы существовать.

Контроль и забота об имидже

Ли Пэн и Цзянь Цзэминь, оба ответственные за кровопролитие на площади Тянь-Ань-Мэнь в июне 1989 года, уже с 1980 года были яростными сторонниками проекта дамбы. После исследований документов проекта государственный совет в феврале 1989 года принял решение отказаться от плана. Однако после восстания 1989 года соотношение сил изменилась, Цзянь Цзэинь и Ли Пэн со своей свитой взобрались на вершину власти – Цзянь Цзэинь стал Генеральным секретарем КПК. Любая критика проекта была последовательно задавлена. В 1992 году Национальное собрание приняло проект, при 30% воздержавшихся или проголосовавших «против». При обычных 99% «за» это заставляет задуматься.

В марте 2003 года французское объединение «Друзья Земли» опубликовало сообщение, в котором говорилось, что: «…проект «Трех ущелий» защищают закостеневшие бюрократы, которые хотят сохранить контроль над источниками энергии, в то время как сторонники реформ в учреждениях выражают сомнения относительно плотины».

Кроме того, в сообщение было сказано: «Дамба «Трех ущелий» не улучшит экономическую ситуацию Китая. Согласно мнению экспертов по энергетике, дамба не является самым дешевым решением; существуют многочисленные, более простые выходы повысить производство энергии по более низкой цене. Энерготарифы по стране в целом повысятся, чтобы финансировать строительство дамбы».

Дамба «Трех ущелий», производя ежегодно 84 миллиарда кв\ч, покроет примерно от 2 до 4% необходимой Китаю электроэнергии – это соответствует лишь приблизительно ежегодным темпам роста энергетики.

Город Дачан, 3 июня. Пожилой гражданин сидит около своего жилища – укрытия, построенного из руин разрушенных домов. Дачан – город возрастом почти 1 700 лет. Здания были снесены и восстановлены на территории, отдаленной от центра старого города на 7 киломе
Город Дачан, 3 июня. Пожилой гражданин сидит около своего жилища – укрытия, построенного из руин разрушенных домов. Дачан – город возрастом почти 1 700 лет. Здания были снесены и восстановлены на территории, отдаленной от центра старого города на 7 киломе
 

Изгнание с дубинками и бульдозерами

Значительные возражения против строительства возникли в связи с необходимостью переселения жителей этих областей, то есть, всех жителей городов и деревень на протяжении 660 километров дамбы; по оценкам вследствие этого было изгнано около 2 миллионов человек.

International Rivers Network поручило наблюдателю посетить строительные площадки «Трех ущелий», который должен был сообщать о переселениях и уплате возмещения убытков. Многочисленные примеры подтвердили, что возмещение за принудительное переселение оказались значительно меньше понесенных убытков.

Обещанные сельские или городские зоны и рабочие места для переселенцев зачастую вообще отсутствовали. Многие местные функционеры извлекли из проекта выгоду для личного обогащения, наполнив свои карманы деньгами, предназначенными для переселенцев. Не было предусмотрено никаких учреждений, куда можно было бы направить жалобу, процесс переселения осуществлялся в созданной сотрудниками органов власти атмосфере секретности и запугивания. Полиция применяла жестокие методы для подавления беспорядков, возникших вследствие переселения. Таким образом, проект «Трех ущелий» превратился в инструмент подавления, усилив нарушения прав человека. Возросла также и «армия» бездомных.

И эти строения погрузятся под воду. Фото: Великая Эпоха
И эти строения погрузятся под воду. Фото: Великая Эпоха
 

Разрушение исторического наследия

Дамба «Трех ущелий» погребла 13 городов и 4 500 поселений. Более сотни мест археологического значения, некоторые храмовые постройки, такие как храм Чжанфэй были затоплены. Некоторые из них относились к наиболее значительным в Китае. Они были снесены и заново построены в другом месте.

Ландшафт «Трех ущелий» — один из красивейших во всем Китае, отражавшийся на протяжении тысячелетий в картинах и поэмах китайских мастеров бесследно исчезнет. А вместе с ландшафтом — шедевры классической китайской архитектуры возрастом 2 000 лет.

Разрушение окружающей среды

Противники дамбы наиболее сильно обеспокоены ее влиянием на окружающую среду. Огромные массы запруженной воды приведут к повышению дождей в регионе. Жизнь в воде также будет нарушена из-за гигантского бетонного сооружения. Рыболовным ресурсам в результате этого грозит опасность, разрушая среду обитания уникальных видов животных, обрекая на гибель пресноводных дельфинов.

Другая проблема – качество воды в водохранилище. Так, например, Чунцын, индустриальный центр с 30-ти миллионным населением расположен вблизи реки. Из отходов промышленного производства образуется нанос за плотиной, который ухудшит качество воды. Эрозия и нестабильность прибрежных зон может привести к оползням отвесных склонов горы.

Не хочется говорить об угрозе для жизни десятков миллионов людей, которая может возникнуть при прорыве плотины, когда высвободится от 80 до 120 миллиардов кубометров воды. При поломке плотины Фрежу в Южной Франции в 1959 году погибло 400 человек, не смотря на то, что она была расположена в достаточно безлюдной местности. Оказавшиеся под громадными бетонными подкладками прорванной дамбы в Фрежу, смогли ощутить бессилие человека перед природой.

Орелье Жирар. Великая Эпоха