Ровно 60 лет назад, 24 октября, китайская компартия (КПК) во главе с Мао Цзэдуном официально объявила об «освобождении» Тибета.
Последствия этого «освобождения» для тибетского народа открыто признал бывший генсек КНР Ху Яобан. Но, занявший пост руководителя Тибета, Ху Цзиньтао возобновил и ужесточи репрессивную политику в регионе.
Как сообщает австралийская газета The Age, бывший тогда генеральным секретарём КПК Ху Яобан жёстко критиковал местных чиновников в Тибете за шовинизм по отношению к тибетской нации, а также за демонизацию Далай-ламы. Он уволил многих местных партийных руководителей и приказал, чтобы их заменили тысячи представителей тибетской национальности.
Ху Яобан прямо сказал коммунистическим чиновникам: «Мы считаем, что наша партия уже разочаровала тибетцев и мы считаем, что это очень плохо. Единственная цель нашей партии состоит в том, чтобы работать на благо народа. Мы правим в Тибете уже около 30 лет, но жизнь тибетцев за эти годы никак не улучшилась. Разве нас нельзя осуждать за это?»
Многие китайцы называют Ху Яобана героем. В 2005 году Далай-лама сказал: «Я восхищаюсь мужеством Ху Яобана». Однако мало кто из тибетцев или уйгуров мог бы поблагодарить за что-либо нынешнего лидера КПК Ху Цзиньтао.
Когда в 1988 году он занял пост секретаря комитета КПК Тибетского автономного района (ТАР), репрессивная политика партии в этом районе заметно ужесточилась. Уже через год в Тибете начались массовые акции протеста, которые Ху Цзиньтао жестоко подавил с помощью армии, которая использовала слезоточивый газ и боевые патроны. Многие тибетцы считают, что именно по приказу Ху был убит Панчен-лама Х, который в то время был вторым человеком в духовной иерархии тибетцев.
В одном из своих недавних отчётов, организация International Campaign for Tibet осуждает Ху Цзиньтао. Его подвергли критике не только за то, что во время своего пребывания на должности партийного лидера в Тибете, он инициировал кровавые расправы над тибетцами и усиление давления на них, но и за то, что его жёсткая политика уничтожения тибетской культуры и религии в 1994 году официально стала политикой центрального правительства.
В настоящее время атмосфера в Тибете продолжает оставаться напряжённой. Недавно глава отдела по делам единого фронта сказал коммунистическим руководителям в Тибете, что назначать на любые должности можно только «политически надёжных» тибетцев и монахов, а те, кто занимает духовные должности, должны играть руководящую роль в борьбе с «сепаратизмом». В это же время китайские власти тайно приговорили к пожизненному заключению самого богатого тибетца Тоцзе Чжаси, обвинив его в оказании финансовой помощи Далай-ламе.
В настоящее время посещающие Тибет туристы, могут видеть, как масштабно там развит бизнес, который ведут ханьцы (этнические китайцы), а также роскошный штаб объединенного командования компартии и правительства так называемой «автономии». Также можно увидеть многочисленных вооружённых солдат и полицейских, пропускные пункты и заставы с большими очередями ожидающих досмотра автомобилей.
Большинство тибетцев из-за боязни не осмеливаются общаться с иностранцами в людных местах. Но после наступления темноты в закоулках улиц многие из них эмоционально выражают свою большую неприязнь и недовольство компартией, а также глубокое уважение к Далай-ламе, говорится в статье.
Ситуация в Тибете такова, что даже найденная у кого-то фотография Далай-ламы, может стать веским «доказательством» того, что этот человек хочет свергнуть правительство. В КНР это является серьёзным преступлением.
Курсирующие по улицам многочисленные полицейские и военные патрули, являются главным источником ощущения безопасности и комфорта, которое испытывают проживающие в Тибете ханьцы, но и источником беспокойства и негодования, которые испытывают тибетцы.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Летом 2008 года накопившееся за многие годы недовольство уйгуров политикой компартии вылилось в массовые акции протеста, переросшие в кровавые беспорядки. По данным китайских властей в результате этих событий погибло около 200 человек, около двух тысяч арестованы. Однако, по данным находящегося в Германии, Всемирного Уйгурского Конгресса (ВУК), число погибших превышает тысячу человек.
Всё это не помешало заместителю председателя парткома СУАРа Хао Пэну открыто заявить: «Простые местные граждане горячо любят свою страну и коммунистическую партию».
Один из сотрудников местного управления безопасности, занимающийся антитеррористической деятельностью, признал, что «ситуация в Синьцзяне нисколько не улучшилась». Он также сказал, что в регионе непрерывно усиливается гнёт и противостояние.
В отношении этих двух крупных западных регионов КНР, власти применяют одинаковую политику подавления. В тоже время всю вину на вспышки недовольства местных жителей они перекладывают на некие «иностранные враждебные силы», среди которых «клика Далай-ламы», Рабия Кадыр и «предвзятые» западные СМИ. Также достаётся и характеру тибетцев и уйгуров, которые «по своей природе неблагодарные» и поэтому не могут оценить «все те блага, которые дала им компартия».
То есть компартия не признаёт, что коренной причиной нестабильности в этих районах является её ошибочная политика. Следовательно положение может измениться только тогда, когда изменится политическая ситуация в стране.