Представление древних китайцев о Вселенной. Часть 1
Великая Эпоха
Согласно концепциям древних китайцев, мир вначале представлял собой хаос, состоящий из мельчайших частиц – ци.
Эти живые частицы существовали в беспорядочном разреженном состоянии в виде бесформенного тумана. Потом частицы ци разделились на легкие и светлые, которые поднялись вверх и получили название «ян», и на тяжелые и темные, которые упали вниз и получили название «инь». Из легких и светлых частиц образовалось небо, а из тяжелых и темных – земля.
Природа создавалась из хаоса постепенно: вначале сформировалось небо, затем земля и только после этого появился человек.
В результате взаимодействия светлого начала ян и темного начала инь возникли пять первоэлементов или стихий: Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля, от которых и происходит все во Вселенной. Китайцы верили, что взаимодействие инь-ян порождает и доброе и злое в природе и в жизни. Нельзя судить о том, что лучше, а что хуже – свет или тьма, все необходимо, одно переходит в другое, без одного не существовало бы второго. Графически эти космические силы изображались знаком тайцзи – две неотделимые половины, изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Чередование инь-ян так же неизбежно, как чередование тьмы и света, зимы и лета. Они проникают друг в друга, меняются местами – так создается круговорот вещей.
Цикл борьбы инь-ян у китайцев соответствовал календарному году. Начало цикла – день зимнего солнцестояния (22-23 декабря), могущество инь; сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда в недрах мрака зарождался свет. Это самый короткий день и самая длинная ночь в году. День летнего солнцестояния (21 или 22 июля) – апогей могущества ян. Это самый длинный день в году. В дни равноденствий силы сторон уравновешены.
Согласие между инь и ян выражалось в том, что Небо-отец творил добро Земле-матери. Небо согревало землю своим теплом и оплодотворяло дождем, делая землю способной порождать живые существа и вскармливать их. Китайцы считали, что вечнозеленые деревья – ель, кипарис, сосна – содержат особенно много животворящих сил ян, из-за чего они и сохраняют зеленую листву даже зимой.
Небо олицетворяло собой движение, земля – покой. Земля была всего лишь объектом воздействия неба, воспринимала тепло и холод, свет и дождь. Небо-отец, управляющий жизнью Земли-матери, выступает в качестве активного начала, тогда как Земля, живущая по Небесным законам, олицетворяет пассивное начало. Взаимодействие этих «супругов» породило жизнь и человека. Понятие Тянь (небо) тесно связано с понятием Шанди – верховный государь, который в космогонических теориях китайцев или отождествлялся с Небом, или выступал в виде некоего безликого «повелителя миров». Бесплотный Шанди регулировал движение светил и жизнь растений, наблюдал за делами людей, награждал и наказывал их, мог выражать любовь и гнев, слышать и говорить. Шанди представлял собой духа-правителя, живущего на Небе и оттуда распоряжающегося империей. Со временем его обязанности стало выполнять и само Небо, как верховная божественная сила, олицетворение разума и высшей справедливости.
В книге «Шу цзин» Конфуций писал: «Только Небо осуществляет наблюдение за народом, ведает справедливостью, посылает урожай и неурожай. Без Неба погибнет народ. От милости Неба зависит его судьба».
Наводнение, засуха, солнечные и лунные затмения, голод, бунт и эпидемии рассматривались китайцами как вестники небесного гнева. Урожай, мир и спокойствие на земле говорили о том, что Небо довольно земными делами. Так, большие пожары, вспыхнувшие в Пекине в апреле 1908 года приписывались астрологами богу Огня, сошедшему на Землю на сто дней, чтобы наказать людей. Китайцы говорили: «Когда это зловещее божество вернется в свою резиденцию, пожары прекратятся».