«Китайский режим нарушает олимпийский дух», - считает олимпийский чемпион
Великая Эпоха
По мнению золотого медалиста Олимпиады-2002 по спринтерскому многоборью Джоя Чика, ограничение свободы слова на Олимпийских Играх в Пекине противоречит основным ценностям Олимпиады. После того, как Китай аннулировал визу Чику (из опасений, что тот публично осудит Пекин за поддержку суданского режима), он дал эксклюзивное интервью «Великой Эпохе», в котором выразил свое разочарование и обиду.
«Это большое событие для китайцев, я думаю, что они заслуживают этого. Только мне очень неприятно видеть то, что правительство (Китая) нагло и повсеместно пыталось заставить спортсменов замолчать, они хотят «заткнуть рты» не только китайцам, но и спортсменам из других стран», - заявил он.
29-летний Джой Чик, уроженец Северной Каролины, в настоящее является студентом Принстонского университета. Он специализируется в экономике и китайском языке. Чик выиграл бронзовую медаль в 2002 г. в Солт-Лэйк-Сити на дистанции 1000 метров. В Турине он выиграл серебро и золото на дистанциях 1000 и 500 метров. В 26 лет он предпринял отважный шаг и пожертвовал свои олимпийские гонорары в размере 40 000 $ беженцам - детям провинции Дарфур. Его примеру последовали и другие олимпийские чемпионы, таким образом, было пожертвовано более одного миллиона долларов.
Свой поступок он объяснил так: «Во время Олимпийских Игр-2006, я заметил, что в 2006 году в США освещалось множество нелепых и бесполезных вещей и очень немного некоторых других проблем, которые я видел, поскольку я путешествовал по Азии. Огромное количество убитых и страдающих в Дарфуре не соответствовало тому, сколько уделялось этому внимания. Я чувствовал, что это было той сферой, где я мог бы оказать реальную помощь, что это было областью, где я мог оказать реальное влияние и поскольку я узнавал всё больше, я ощущал всё больше сострадания».
По словам Чика, его великодушие было расценено "как пример олимпийского духа". Когда восторженные возгласы немного утихли, он сказал: «Оказывать помощь детям, безусловно, очень важно, но возможно мы должны заставить их правительство прекратить стрелять в них. Это поможет им не меньше. Сначала задайтесь вопросом, почему эти дети находятся в лагерях беженцев?»
В итоге, он вместе с бронзовым призером 2004 года, игроком водного поло Брэдли Греймером, создали международную организацию профессиональных спортсменов под названием Команда Дарфур, которая использует престиж Олимпийских Игр и профессиональных спортсменов, чтобы улучшить гуманитарные условия в Судане.
Греймеру, также как и Чику, отменили визу. Другому члену Команды Дарфура, бронзовой медалистке 2004 г. Кендре Занотто отказали в визе месяцем ранее. Она должна была приехать как журналист, чтобы освещать Олимпийские Игры.
Спустя день после того, как Китай аннулировал визу конькобежцу Джою Чику, американская команда объявила, что звездно-полосатый флаг понесёт Лопез Ломонг, беженец из Судана.
Давление Китая на уязвимые страны
По словам Чика он не собирался заниматься подрывом, он только хотел поддержать 72 спортсмена, которые состоят в Команде Дарфура. Он так же собирался участвовать в разных форумах, на которые он был приглашён, и встретиться с разными представителями Организации объединенных наций и членами МОК.
«Нам сообщили, что китайские чиновники сказали представителям национального Олимпийского комитета, что наши спортсмены - члены Команды Дарфура, расцениваются как подозрительные лица», - говорит он.
У Джоя спросили, почему он критикуют Китай, когда тот фактически не осуществляет геноцид детей. «Китай - основной торговый партнер Судана... Он покупает две трети экспортируемой суданской нефти, и за последние 10 лет китайцы инвестировали в него 10 миллиардов долларов. Китай имеет влияние на правительство Судана, как никто из стран. Влияние их связей невозможно отрицать. Как хозяин Олимпийских Игр, Китай должен принимать на себя соответствующие обязательства», - считает он.
Как объясняет Чик, Команда Дарфур ни в коем случае не является радикальной. В отличие от многих других групп, защищающих права человека в Дарфуре, эта организация поддерживает Олимпийские Игры в Пекине, и никогда не призывала к бойкоту. Но поведение Китая за границей, в Судане, Чик расценивает как подрыв основных принципов Олимпийских Игр, и недопонимание возможностей и обязательств со стороны Китая добиться мира в Дарфуре.
«Факт в том, что, когда они получили право на проведение Игр, они сказали, что это был большой день для Китая и мира. Когда они предложили резолюцию (ООН) в прошлом году, они сказали, что надеются, что Игры станут новым средством для мира, чтобы объединиться, высказаться по поводу резолюции, посвященной конфликту», - говорит Чик. - «В целом, Китай заботится не об олимпийском духе, а лишь о своем имидже. Я думаю это лицемерно».
Особо волнует Чика и с чем он никак не может смириться - это ограничение свободы слова, которая, по его мнению, является фундаментальной. Китайский режим не собирается останавливаться на этом, а Международный олимпийский комитет (МОК) не будет противостоять ему.
«Если проследить поведение Китая с того момента как он получил право принимать Игры, с каждым месяцем обещания китайского правительства выполнялись всё меньше и меньше, а критерии становились всё ниже и ниже. Вначале вы могли сказать на пресс-конференции всё, что вы хотите и одеваться в любую одежду, теперь это не позволяется. Нельзя задевать хозяина Олимпийских Игр, недопустимы политические темы. Вам не позволяется говорить, иначе вы можете нанести урон Олимпиаде», - сказал он. - «Вам не позволяется высказываться относительно чего-либо, и если вы это сделаете, вас обвинят во вмешательстве в политику. Таким образом, то, что мы наблюдаем - это очевидное систематическое нарушение свободы слова».
Белый дом был недоволен отказом в китайской визе золотому медалисту. «Мы были встревожены, когда узнали, что китайцы отказали Чику в визе. Мы относимся к этому вопросу очень серьезно, - заявила пресс-секретарь Белого Дома Дана Перино. - Американское посольство в Пекине послало запрос китайским властям о пересмотре статуса Чика».