Гувахати, Индия - гражданские общества и группы защиты в Ассаме, Индия, объединились, требуя решительных действий против браконьеров, уничтожающих индийских носорогов в Национальном парке Казиранга.
Признанный как безопасная для носорогов зона, Казиранга в последнее время был центром большого внимания СМИ. Парк, лишился 20 индийских носорогов в 2007 г. из-за браконьеров, самый высокий показатель за прошедшее десятилетие. За пять недель 2008 года, четыре носорога стали жертвами браконьеров в том же самом парке.
Национальный парк Казиранга является убежищем для почти двух третьих общей популяции индийских носорогов на Земле. Перепись 1984 г. показала, что в Казиранге, который был объявлен Национальным парком в 1974 году, было 1 080 носорогов. В 1991 году, согласно другой переписи, их количество составляло 1 069 особей. Перепись 1999 года показывала, что число носорогов дошло до 1 552, а в 2006-м до 1 855 особей.
Парк обычно теряет 10-15 носорогов ежегодно из-за естественных причин и браконьерства. Носороги живут в среднем 40 лет, и за прошлые 10 лет более чем 700 носорогов умерли; только 71 из них погиб от браконьеров, остальные из—за естественной смерти.
Статистика показывает, что в целом пять носорогов были убиты в течение 2006 года. 2005 г. засвидетельствовал убийство семи носорогов. В течение 2004 года четыре носорога становятся жертвами браконьерства. И лишь в 2003-м браконьеры убили только трех носорогов.
Дорогостоящий рог
Рог носорога ценят как афродизиак и для лечения многих болезней в традиционной восточной медицине, продавая за тысячи долларов за килограмм. Один рог может принести 40 000 долларов. Учитывая широкораспространенную популярность измельчённого в порошок рога носорога, возрастающие прибыли браконьеров в Азии показывают, что спрос на него увеличивается.
«Искушенные браконьеры путешествуют на большие расстояния и собираются в дальний путь, чтобы добыть его, несмотря на научные доказательства того, что у измельчённого в порошок рога носорога нет никакого лекарственного эффекта», - считает ветеринар в Гувахати.
Фактически, ветеринары уверены, что в этих верованиях нет никакой правды. Они говорят, что рог - это только компактные массы склеенных волос, и носороги используют его для защиты.
Однако носорогов убивают как раз из-за рога. Директор Национального парка Казиранга Сюрен Бурагохайн отметил, что «браконьеры вооружены новейшим оружием. Но наши лесники испытывают недостаток в оружии, чтобы противостоять им. Парк крайне нуждается в большем количестве охранников с передовым оружием и боеприпасами».
Протест общественности
Г-н Бурагохайн заслужил резкую критику от защитников дикой природы, поскольку недавнее увеличение браконьеров в Казиранге произошло во время его управления этим парком. Статистические данные показывают, что за срок менее чем 12 месяцев, Казиранга лишился наибольшего числа носорогов за десятилетие. И Бурагохайн и Государственное Министерство Лесоводства критиковались за то, что они не реагировали достаточно быстро для борьбы с увеличением браконьерства.
Союз студентов Ассамы (AASU), влиятельной организации студентов в северо-восточной Индии, провел демонстрации в Ассаме 2 февраля, выступая против отказа властей защитить носорогов. Советник AASU Самуджал Бхатчарья потребовал отставку Рокибула Хуссейна, лесного министра Ассама, «из-за того, что он не в состоянии сделать адекватные шаги, чтобы остановить это отвратительное преступление против национального достояния». Заинтересованные обычные граждане, члены политической партии, и СМИ выразили свое глубокое возмущение продолжающимися убийствами носорогов в Ассаме, и особенно в Казиранге, за прошедшие несколько месяцев.
Читатели газет и телезрители пережили шокирующий опыт в январе, когда им пришлось наблюдать раненного носорога в Казиранге. Самка носорога, чей детеныш уже был убит из-за рога, также стала жертвой браконьеров. Браконьеры отрезали ее рог, в то время как она была жива. В течение следующих двух дней самка носорога мучилась от серьезных ран и в конце-концов погибла.
Тем временем «Nature's Beckon», активная неправительственная организация региона, выступила с заявлением, что отдел самого министерства был связан с контрабандой рогов носорога. Обращаясь к аудитории в Пресс-клубе Гувахати 4 февраля, Сумядип Датта, директор «Nature's Beckon», сказал, что отдел лесоводства Ассама должным образом не защитил носорогов, находящихся в их ведении.
Датта заявил, что «у нас есть подлинная информация, что до 1972 года лесной отдел Ассама имел обыкновение продавать рога носорога. Мы подозреваем, что отдел продолжал продавать рога носорога даже после 1972 года (год, когда правительство Индии подписало законы о запрете охоты на носорогов и их торговлю)».
«В Индии браконьерство - наказуемое преступление с заключением до семи лет. Индия стала участником в Конвенции по Международной Торговле вымирающих видов с 1976 года и, следовательно, несет обязательства во всех её попытках по искоренению международной торговли дикими животными и их частей (дериватов)», - сказал Датта. Он также добавил: «Мы подозреваем, что большая часть дериватов, которые продаются на международных рынках, проходила через хранилище лесного отдела, благодаря нечестным чиновникам. «Nature's Beckon» требует расследования на высоком уровне, предпочтительно Центральным бюро расследований (отделение Интерпола в Индии - прим. пер.)»
Гибель еще одного носорога 5 февраля в Казиранге создала новое волнение в регионе. На следующий день в Казирангу приехал министр по вопросам окружающей среды и лесов Рокибул Хусейн, чтобы изучить ситуацию. Он распорядился, чтобы власти задействовали против браконьеров 100 вооруженных полицейских. Министр также заверил, что правительство было встревожено случаями браконьерства в стране.