Буддизм, великое философское учение Востока, проповедует уважение ко всем формам жизни. Его размышления о фундаментальной природе явлений во многом составляют духовный фундамент современной экологической мысли.
Великий мастер школы Чань Линь Цзы (по-японски Ринцай) в IX веке удивительно лаконично резюмировал то, что сегодня является причиной основного беспокойства в области экологии, а именно, различные типы возможных отношений между человеком и природой: «Вот как вы можете поступать. Вы можете запретить человека и сохранить окружающую среду. Вы можете запретить окружающую среду и сохранить человека. Вы можете запретить вместе и человека и среду. Вы можете сохранить и среду и человека».
Чтобы понять, какое из этих высказываний является наиболее справедливым, сначала следует познать, что такое человек, что такое природа, и что их объединяет. Точно так же, как согласно красивому высказыванию Тиш Нхат Ханха, листок бумаги полностью сделан из «не бумажных» элементов, человек полностью создан из «не человеческих» составных, понять глубокую природу которых всегда являлось целью буддизма.
Это подобно тому, как Будда, показав своему ученику Кашьяпе обычный цветок, передал ему суть своего учения. Внимательно наблюдать объект, чтобы увидеть в нем непостоянство явлений и причинные связи – это основа настоящей духовной экологии.
Китайская медицина – экомедицина
Пропитанная идеями буддизма и даосизма, традиционная китайская медицина рассматривает человека как систему, живущую в ритме мира который ее окружает. Ее жизнь регулируется четырьмя сезонами, она – отражение природных механизмов, которые ей управляют. В то время как у нас есть тенденция считать, что жизнь нам принадлежит, китайская медицина считает, что «жизнь нам не принадлежит, это мы принадлежим ей».
Человек является неотъемлемой частью природы, не только принадлежа, но и соответствуя ей. Без двусмысленности по этому поводу, «Нэй Цзин» говорит что «человек походит на небо и на землю».
Таким образом, китайская традиционная медицина имеет обыкновение представлять человека как экосистему в миниатюре.
Она подчеркивает сходства человеческого организма с природой: костей с горными рельефами, волос с лесами, венозную систему с реками, и, наконец эмоций с погодой: радость сравнима с хорошей погодой, печаль – с дождем и т.д. Исходя из подобных взглядов, видение клинической картины принимает глубокий смысл.
Многие видят в этих сравнениях лишь поэтические метафоры, не имеющие настоящей связи с наукой или медициной. Тем не менее, верным является то, что мы прежде всего существа живущие между Небом и Землей, которым мы обязаны каждой секундой своего дыхания. И подобно тому, как ребенок походит на свою мать, вполне логичным кажется то, что, мы имеем некоторое сходство с природой-матерью. Таким образом, в традиционном китайском взгляде на человека помимо поэзии есть некоторый здравый смысл.
Когда мы смотрим на жизнь под этим углом, в вопросах медицины возникает новое понимание. Можно ли заботиться о людях, не заботясь об их матери? Как помогать первым, не вредя последней? Как заботится о людях, уважая природу, которая дает и забирает их жизнь? Если мы сыновья Земли и братья других живых существ, то можем ли мы позволить истреблять последних тигров? Можем ли позволить, чтобы индустрия под предлогом изготовления лекарств отравила целую реку? Или, чтобы она заменила природу в селекции, рискуя создать новые и ужасные болезни?
Мы коснулись тех этических границ, которые медицина немного забыла, что человек и природа должны существовать совместно. Мы должны бороться против трагического забвения природы, которую мы не можем отрицать, не отрицая нас самих.
Сегодня врачи, для которых бережное отношение к природе шло вместе с бережным отношением к человеку, являются частью легенд древних народов. Что касается сегодняшних, то они не испытывют подобных волнений. Современная медицина смотрит только на болезнь. Врачи традиционной медицины смотрели на человека.
Говоря о природе, они делают это односторонне, руководствуясь идеей, что она должна служить человеку. Медики похоже забыли, что ребенок долго не выживет, если умрет его мать.