За последний год экономика Бразилии столкнулась с растущей инфляцией, обесцениванием валюты и потерей доверия инвесторов. По мнению аналитиков, экономические трудности могут усугубиться к 2025 году.
Согласно анализу Rane, постоянные опасения по поводу растущего долга страны привели к сокращению инвестиций из-за нежелания президента Луиса Инасио Лулы да Силвы сокращать государственные расходы.
В результате в конце 2024 года в Бразилии произошло «резкое обесценивание» финансовых активов. В то же время доллар США вырос на 7,2% по отношению к реалу в период с 26 ноября по 30 декабря. Основной индекс фондового рынка страны, Ibovespa, также упал на 7,4% за тот же период.
Наряду с резким падением курса реала, местные издания назвали бразильский фондовый рынок и валюту одними из худших показателей в мире в прошлом году.
Обеспокоенность траекторией роста государственного долга Бразилии разделяют и другие финансовые эксперты.
В докладе, опубликованном в январе, французская банковская группа Crédit Agricole отметила, что, несмотря на устойчивый экономический рост Бразилии, тенденция сокращения долга, наблюдавшаяся в 2021-2022 годах, изменилась на противоположную.
Бразильцы говорят, что из-за растущего доллара США и продолжающейся инфляции местные жители и бизнес ощущают снижение курса реала.
«От снижения покупательной способности страдают не только самые бедные бразильцы, но и все бразильцы. Другими словами, все стали беднее», — сказал Epoch Times Макс Коэн, местный экономист и портфельный менеджер.
Такие проблемы, как инфляция, бедность и колебания курсов валют, не новы для Бразилии. Однако Коэн отметил, что ситуация ухудшилась с тех пор, как нынешний президент Лула вернулся к власти в 2023 году.
«Бедные стали еще беднее. Нет сомнений, что это будет отражено на следующих выборах», — продолжил он, добавив, что нынешняя администрация «лжет народу», который избрал Лулу в то время, когда бедность в Бразилии уже была серьезной проблемой.
По данным Всемирного банка, в период с 2021 по 2022 год в Бразилии наблюдалось снижение уровня бедности во всех областях.
«Средний бразилец сталкивается с ростом стоимости жизни, вызванным постоянной инфляцией и обесцениванием реала, что привело к удорожанию товаров первой необходимости, таких как продукты питания, энергия и транспорт», — заявил Пауло Рикардо Алекрим, бразильский налоговый юрист, в интервью Epoch Times.
По словам Алекрима, безработица и обесценивание валюты усилили чувство экономической незащищенности, в результате чего семьям стало сложнее планировать и откладывать деньги.
«Обесценивание бразильского реала привело к росту цен на импортные товары, а повсеместная инфляция подорвала покупательную способность», — продолжил он.
«Многие бразильцы с трудом покрывают свои основные расходы, такие как питание и жилье. Растущий уровень преступности и падение потребления отражают ухудшение экономических условий, что напрямую влияет на качество жизни и уверенность в завтрашнем дне».
«Дело в том, что с начала работы нынешнего правительства был принят ряд мер, направленных на увеличение налогового бремени, что негативно сказалось на различных секторах экономики», — пояснил Алекрим.
Реформы, утвержденные в прошлом году, включают налог на добавленную стоимость (НДС) в размере до 27,5%, что ставит Бразилию в список стран с самыми высокими ставками налога на потребление в мире.
Налог вызвал неоднозначную реакцию и опасения среди экономистов, таких как Ширин Махди, которая предсказала, что в результате высокого НДС покупательная способность местных жителей может снизиться.
По словам Коэна, инфляция — главная проблема для бразильцев. Кредиты занимают второе место. «Это два элемента, которые были под контролем благодаря успеху Plan Real, а теперь мы видим, как все эти достижения уходят в прошлое».
План Реал был запущен в 1993 году. Центральный банк Бразилии назвал эту инициативу «революционным достижением», которое помогло остановить гиперинфляцию, терзавшую страну с 1980-х годов.
Перелом произошел с поразительной быстротой. По данным Центрального банка, гиперинфляция снизилась с 4992% в июне 1994 года до 916% в декабре того же года.
Согласно анализу инвестиционно-банковской группы Federated Hermes, обещания Лулы расширить систему социального обеспечения, обязательные расходы и отказ сокращать расходы подогрели опасения по поводу долгов.
Однако, несмотря на массовую продажу реала в 2024 году, Джейсон ДеВито, старший портфельный менеджер группы по долговым обязательствам развивающихся рынков, сохраняет оптимизм в отношении того, что бразильский конгресс сможет остановить поток средств.
«Президент Лула настаивает на увеличении расходов, но законодательство, вероятно, ограничит его щедрость. Я полагаю, что он также столкнется с сильным сопротивлением со стороны деловых кругов, которые обеспокоены инвестиционным климатом в условиях растущего долга», — пояснил ДеВито.
Многие бразильцы, включая Алекрима и Коэна, настаивают на необходимости сокращения государственных расходов, чтобы не допустить усугубления экономической спирали.
«Нашей стране необходимо принять строгую фискальную дисциплину для сокращения государственного дефицита, создать более благоприятные условия для привлечения инвестиций и способствовать большей правовой определенности для предпринимателей. Короче говоря, идеал таков: меньше правительства и больше свободы», — подчеркнул Алекрим.
Он также считает, что для того, чтобы Бразилия вновь обрела доверие инвесторов, необходимо сократить государственное вмешательство и предоставить гарантии частным компаниям.
«Нет более мощного инструмента в борьбе с бедностью, чем расширение возможностей частного предпринимательства - истинного двигателя экономического и социального развития страны», — добавил Алекрим.
Коэн согласен с этой оценкой: «Сократить расходы на правительство. Правительство тратит много и плохо. Нам нужно создать атмосферу доверия, чтобы привлечь иностранных инвесторов».
Он также считает, что заметные различия между администрацией Лулы и президентом США Дональдом Трампом еще больше осложнят экономическую ситуацию в Бразилии.
«Правительству Лулы будет сложно иметь дело с Соединенными Штатами по вопросам внешней политики и международной торговли. Я думаю, что Бразилия проиграет в торговле с Соединенными Штатами просто из-за противоположных идеологий», — говорит Коэн.
С учетом того, что в 2025 году Бразилия будет председательствовать в БРИКС на ротационной основе, такое развитие событий может произойти раньше, чем ожидалось. Альянс БРИКС исторически поощряет антизападную риторику.
В ноябре Дональд Трамп пригрозил наложить 100-процентные тарифы на членов БРИКС, если они создадут валюту, способную конкурировать с долларом США.
На своей странице в социальной сети Truth Трамп заявил: «Идея о том, что страны БРИКС пытаются отойти от доллара, а мы сидим сложа руки и ничего не делаем, — полная чушь».
«Мы требуем, чтобы эти страны взяли на себя обязательство не создавать новую валюту БРИКС или поддерживать другую валюту, которая заменит могущественный доллар США, иначе на них будут наложены 100-процентные тарифы, и они должны попрощаться с продажами в замечательной экономике США», — добавил Трамп.