Гренландия может стать независимой, если этого захотят ее жители, но вряд ли станет американским штатом, заявил в среду министр иностранных дел Дании после того, как избранный президент США Дональд Трамп отказался исключить возможность применения силы для установления контроля над арктическим островом.
Лидер Гренландии встретился с датским королем в Копенгагене в среду, на следующий день после распространения в мировых СМИ высказываний Трампа.
Трамп, который вступит в должность 20 января, заявил во вторник, что не исключает использования военных или экономических мер, чтобы сделать Гренландию частью Соединенных Штатов. В тот же день старший сын Трампа, Дональд Трамп-младший, совершил частный визит в Гренландию.
Гренландия, входящая в НАТО благодаря членству Дании, имеет стратегическое значение для американских вооруженных сил и для их системы раннего предупреждения о ракетном нападении, поскольку через этот арктический остров проходит кратчайший путь из Европы в Северную Америку.
Гренландия, самый большой остров в мире, является частью Дании уже 600 лет, хотя 57 000 жителей острова теперь сами управляют своими внутренними делами. Правительство острова во главе с премьер-министром Муте Эгеде стремится к окончательной независимости.
«Мы полностью признаем, что у Гренландии есть свои собственные амбиции. Если они реализуются, Гренландия станет независимой, хотя вряд ли с амбициями стать федеральным штатом США», — сказал министр иностранных дел Дании Ларс Локке Расмуссен.
Он заявил журналистам, что повышенная обеспокоенность Соединенных Штатов по поводу безопасности в Арктике вполне оправдана в связи с возросшей активностью России и Китая в регионе.
«Я не думаю, что мы переживаем внешнеполитический кризис», — сказал он. «Мы открыты к диалогу с американцами о том, как мы можем сотрудничать еще более тесно, чем сейчас, чтобы обеспечить реализацию американских амбиций».
Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро заявил, что Европа не позволит другим странам атаковать ее суверенные границы, хотя он и не верит, что США совершат вторжение.
Канцлер Германии Олаф Шольц выразил удивление по поводу высказываний Трампа о Гренландии и Канаде, подчеркнув, что европейские партнеры единодушно поддерживают нерушимость границ.
В последнее время отношения Гренландии с Данией обострились из-за обвинений в плохом обращении с гренландцами. Эгеде заявил, что остров не продается, а в своей новогодней речи он усилил свое стремление к независимости. Дания утверждает, что судьбу территории могут решать только гренландцы.
Министр финансов Гренландии Эрик Йенсен повторил, что Гренландия не продается. «Мы хотим когда-нибудь стать независимыми. Но мы не хотим переходить из-под управления одной страны в другую».
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила во вторник, что не может представить, что амбиции Трампа приведут к военному вмешательству США в дела Гренландии. Военный потенциал Дании там ограничивается четырьмя инспекционными судами, самолетом наблюдения Challenger и патрулями на собачьих упряжках.
Отвечая на угрозу Трампа ввести тарифы против Дании, которые, по мнению аналитиков Danske Bank, могут нанести «значительный ущерб датским компаниям», Фредериксен сказала, что не считает торговую войну с Соединенными Штатами хорошим способом продвижения вперед.
В Дании находится самая дорогая компания Европы Novo Nordisk, производящая препарат для похудения Wegovy, который пользуется огромной популярностью в США, крупнейшем торговом партнере скандинавской страны.
Датский королевский дворец не сообщил никаких подробностей о встрече короля Фредерика с Эгеде.
Хотя многие жители Гренландии мечтают о независимости от Дании, король остается популярным на острове, где он провел длительное время, включая четырехмесячную экспедицию по ледяному щиту. В прошлом месяце королевский двор изменил свой герб, увеличив белого медведя, который символизирует Гренландию.
«Он популярен в Гренландии. Так что он явно может быть полезен для датско-гренландских отношений», — сказал агентству Reuters Дамьен Дегеоргес, консультант из Рейкьявика, специализирующийся на Гренландии.
Во время своего первого президентства Трамп уже поднимал вопрос о передаче Гренландии США, но его последние высказывания оставили многих датчан в недоумении.
«Я нахожу это крайне нелепым», — сказал Йеппе Финне Соренсон, инженер по обработке данных в датской столице. «У нас есть союз, мы союзники. Так что это не совсем уважительно».