ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Италия может столкнуться с критикой США из-за низких расходов на оборону

Великая Эпоха
Собор Дуомо во время выступления пилотажной группы ВВС Италии «Трехцветные стрелы» (Frecce Tricolori) в честь 100-летия основания военно-воздушных сил Италии в Милане, Италия, 11 сентября 2023 года. (REUTERS/Claudia Greco/File Photo)

Премьер-министр Италии Джорджия Мелони старалась сохранить хорошие отношения с Дональдом Трампом, когда тот был президентом США, и могла бы стать мостом между Европой и Вашингтоном, если бы он снова получил власть на выборах в следующем месяце. Однако отношения между этой парой архиконсерваторов сталкиваются с проблемой: в Италии постоянно низкие расходы на оборону, пишет Reuters.

Во время своего президентства Трамп настаивал на том, чтобы члены НАТО выполняли давнее обязательство тратить на оборону 2% своего ВВП. Когда он вступил в должность в 2017 году, только четыре из 29 стран НАТО достигли этой цели.

В этом году НАТО прогнозирует, что 23 из 32 расширенных членов клуба достигнут этой цели, но не Италия.

Правительство Мелони в прошлом месяце прогнозировало, что расходы на оборону составят 1,49% ВВП в этом году, что ниже 1,5% в 2023 году, и снизятся до 1,44% в 2025 и 2026 годах.

Официальные лица заявляют, что их цель — достичь 2% в 2028 году, и утверждают, что расходы растут в реальном выражении, причем заметно увеличиваются закупки оборудования. Это вряд ли произведет впечатление на Трампа.

«Я думаю, что Мелони будет естественным партнером для Трампа, и я думаю, что любой человек, приходящий в администрацию Трампа... захочет сотрудничать с Италией, но они должны понимать, что вам придется дойти до 2%», — сказала Виктория Коутс, заместитель советника по национальной безопасности при Трампе.

«Италия — экономика номер три в ЕС, так что да, им нужно туда попасть», — сказала она агентству Reuters.

Итальянский чиновник, попросивший не называть его имени, сказал, что правительство понимает, что Соединенные Штаты хотят от Италии увеличения расходов на оборону, но бюджетные ограничения не позволяют сделать это в ближайшей перспективе.

Он выразил надежду, что администрация Трампа поймет это, и признал, что Рим не может отказаться от пересмотренного обязательства достичь уровня НАТО в 2028 году, а не в 2024, как было обещано ранее.

Существует множество причин, объясняющих низкий уровень расходов Италии.

В первую очередь это плохое состояние государственных финансов, долг которых в этом году достигнет 135,8% ВВП, что является самым высоким показателем в Европе после Греции и серьезно ограничивает возможности бюджета.

Другим тормозом является глубоко укоренившаяся враждебность к увеличению военного финансирования в стране, в основном принадлежащей к римско-католической церкви, которая приняла близко к сердцу неоднократные антивоенные призывы Папы Франциска.

Подчеркивая это, опрос, проведенный Европейским советом по международным отношениям в июле, показал, что 63% итальянцев выступают против увеличения расходов на оборону, что на восемь пунктов больше, чем в любой из 14 других стран ЕС, участвовавших в опросе.

Вторжение России в Украину в 2022 году вывело большую часть Европы из состояния самоуспокоенности после холодной войны, и с тех пор 17 членов НАТО увеличили расходы до уровня 2% или выше, включая Польшу, которая почти удвоила свой военный бюджет до более чем 4%.

Итальянские политики не испытывают давления, чтобы сделать то же самое.

Элизабетта Трента, министр обороны Италии в 2018-19 годах, присутствовала на встрече НАТО с Трампом в июле 2018 года, когда он заявил, что страны должны стремиться к 4%, а не к 2%.

«Я разразилась хохотом», — сказала она агентству Reuters. «Тратить 4% ВВП на вооруженные силы невозможно. Это даже не мыслимо. Невероятно трудно достичь даже 2%, хотя мы и согласились на это».

Несмотря на ограничения, итальянские чиновники говорят, что им все же удалось увеличить расходы на оборудование до 22,1 % от общего оборонного бюджета в этом году с едва ли 10% десять лет назад, что превышает 20-процентную планку НАТО. Учитывая, что Италия - относительно богатая страна, это означает, что она может похвастаться сильными вооруженными силами.

В качестве примера чиновники отмечают, что она предоставляет больше войск для миссий ЕС, ООН и НАТО, чем любая другая развитая страна.

Кроме того, страна располагает одной из трех авианосных ударных групп в Европе, наряду с Великобританией и Францией, а также мощными военно-воздушными силами с самым большим в континентальной Европе количеством заказанных современных самолетов F35, одновременно инвестируя в программу создания истребителей нового поколения совместно с Великобританией и Японией.

«ВВС и ВМС действительно находятся на одном уровне с британскими и французскими, а также опережают Германию», — говорит Алессандро Марроне, руководитель оборонной программы в римском аналитическом центре Istituto Affari Internazionali.

«Проблема в основном в армии. Ей не хватает ресурсов, персонала, оборудования», — сказал он агентству Reuters.

Адмирал Джузеппе Каво Драгоне, начальник штаба обороны до этого месяца, заявил, что от нехватки ресурсов страдают все службы, и предупредил, что реформа 2012 года подрывает армию.

Реформа предусматривала сокращение штата до 150 000 со 180 000 в течение десятилетия. Офицеры сопротивлялись, и в настоящее время их число составляет около 165 000 человек, но это слишком мало в мире, который выглядит совсем иначе, чем в 2012 году, сказал Драгоне.

«Закон 2012 года устарел, жестоко устарел», — заявил Драгоне в парламенте в мае. «Времена изменились; угрозы изменились. Наши обязательства (сегодня) намного, намного масштабнее».

Министр обороны Италии Гвидо Крозетто, близкий соратник Мелони, решительно поддержал призывы к расширению, а не сокращению армии. Он также настаивает на увеличении числа контрактов на закупки, в том числе объявив в прошлом месяце о приобретении 24 новых истребителей Eurofighter и еще 25 самолетов F35.

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в период 2019-23 годов Италия занимала шестое место среди крупнейших мировых экспортеров оружия.

Элизабетта Трента заявила, что сотрудничество на уровне промышленности и государства жизненно необходимо, чтобы повысить эффективность европейской обороны и отбросить национальные амбиции, которые распыляют ресурсы.

«Это не вопрос того, чего хочет Трамп. Нам нужно создать настоящую европейскую оборону», — сказала она.

«Мы должны быть гораздо более озабочены тем, чтобы инвестиционные программы Италии координировались с инвестиционными программами Франции, Германии и Испании, чтобы они могли быть объединены и действительно создать большую поддержку... для НАТО», — сказала она.