Отказ от ответственности: Эта статья была опубликована в 2023 году. Некоторая информация может быть уже не актуальна.
Гора Рашмор — это гораздо больше, чем четыре гранитные головы на холме.
Гигантские головы впечатляют, изображая ключевых людей в американской истории, которые заслуживают того, чтобы их изучали и помнили. Но за этими выдающимися скульптурами на Черных холмах Южной Дакоты стоит предыстория, о которой знают не все американцы.
Кроме красочной саги о скульпторе, художнике-беглеце, скрывающимся за пределами штата, существует то, что некоторые называют «тайным» тоннелем, который углубляется на 70 футов (21 м) в сердце горы за головой Авраама Линкольна.
Без шуток.
Сегодня нельзя просто подняться на гору, чтобы исследовать эту комнату, как Индиана Джонс. Она закрыта для публичного посещения, а государственные служащие с оружием следят за тем, чтобы никто не отклонялся от протоптанной тропы. Но будьте уверены, она там есть.
На самом деле, этот тайный проход не является тайной; многие знают о его существовании, хотя, конечно, многие не знают. Он существует по замыслу, имеет определенную цель, и за ним скрывается довольно «увлекательная» история.
Скульптор горы Рашмор, американец датского происхождения Гутцон Борглум, уже почти завершил работу над головами, и за год до того, как завершить проект в 1941 году, он несколько подпольно начал работу над тем, что должно было стать грандиозным Залом записей памятника.
В уголке за литографическим подобием Линкольна зал должен был углубляться в живую гранитную скалу. В нем были бы двойные двери высотой 14 футов (4,26 м), за ними находилась бы комната, потолок которой поднимался бы на 100 футов (30,5 м) над головой. В этом зале должны были бы стоять величественные статуи известных американцев, в том числе вождей американских индейцев и важных политических деятелей. В величественном пространстве висели бы, среди других произведений, основополагающие документы нации: Декларация независимости, Конституция и Билль о правах.
Зал был задуман как капсула времени, чтобы информировать будущее. Борглум сетовал на то, что такие чудеса, как Великая пирамида Гизы и головы с острова Пасхи, не имели никакого объяснения для более поздних цивилизаций. Современному человеку осталось только ломать себе голову, бесполезно размышлять и навсегда оставаться смущенным древней мудростью, потерянной во времени. Борглум увидел бы наших предков — через сотни или даже десятки тысяч лет, возможно, после того, как Америка перестала быть загадочной, — когда открыл бы это богатство в горе Рашмор.
Однако его работа осталась незавершенной. Из-за войны средства иссякли, и Конгресс приказал ему просто завершить раскопки голов и покончить с этим. Однако он продолжал раскопки зала, пока Палата представителей не узнала об этом и не прекратила его деятельность. Он настаивал на необходимости завершения работ.
Хотя грандиозный план Борглума сохранился на бумаге, лишь приблизительный отрывок был воплощен в резьбе. Об этом свидетельствуют следы от старых инструментов, буривших по диагонали в гору: пневматические зубила и динамит использовались для откусывания кусков плотного гранита, а более тонкими инструментами его обрабатывали. Неровный внутри, тоннель выравнивается ближе к отверстию, когда рабочие тщательно «вбивают» сырые поверхности в стены, такие же прямые и гладкие, как готовый бетон.
На протяжении многих лет многие выражали заинтересованность в том, чтобы увидеть зал Борглума завершенным, в том числе и его дети. В 1998 году его дочь присутствовала на мероприятии в его честь.
Следуя ее желанию, чиновники просверлили в полу полость внутри порога для того, что должно было стать своеобразной капсулой времени. Сюда вставили устойчивый к коррозии титановый ящик, который, в свою очередь, содержал тиковую шкатулку, где было 16 прочных керамических табличек, способных выдержать испытание временем. На табличках были выгравированы учредительные документы страны, профили четырех президентских портретов, значение памятника и биография самого художника. На все это была надвинута гранитная плита с надписью, защищающей ее от износа. На камне были высечены слова художника:
«Поместим здесь, вырезанные высоко, как можно ближе к небу, слова наших вождей, их лица, чтобы показать потомкам, какими людьми они были. А потом помолимся, чтобы эти записи сохранились до тех пор, пока ветер и дождь не смоют их».
Возможно, однажды чиновники сочтут нужным достроить большой зал Борглума — тайный туннель, который не такой уж и тайный, — а возможно, и не сочтут. Но пока что вам понадобится специальное разрешение, чтобы получить доступ к нему, однако Зал записей был создан в цифровом формате, если вы захотите прогуляться по нему, не выходя из дома.