Союз с Соединенными Штатами позволил Южной Корее построить мощную демократию и получить уверенность в защите от посяганий КНДР. Однако, учитывая рост арсенала Северной Кореи, все больше южнокорейцев опасаются того, что США не решатся применить ядерное оружие для защиты их страны.
Опросы показывают, что значительное большинство южнокорейцев (от 70 до 80 %) поддерживают идею приобретения их страной атомного оружия или призывают Вашингтон вернуть тактическое ядерное оружие, которое было вывезено в начале 1990-х годов, пишет AP News.
"Нам абсолютно необходимо ядерное оружие. В принципе, мир можно сохранить только тогда, когда мы обладаем силой, равной силе (нашего противника)", — сказал Ким Чжон Хён, 46-летний офисный работник в Сеуле.
Эксперты говорят, что глобальная гонка ядерных вооружений не подает признаков замедления. Девять стран (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея и Израиль) потратят в 2022 году на ядерное оружие почти 83 миллиарда долларов, говорится в недавнем докладе Международной кампании за отмену ядерного оружия. Это на 2,5 миллиарда долларов больше, чем в 2021 году, причем только Соединенные Штаты потратят 43,7 миллиарда долларов.
То, как Южная Корея решит ядерный вопрос, может иметь серьезные последствия для будущего Азии, потенциально ставя под угрозу американо-южнокорейский альянс и угрожая хрупкому ядерному балансу, который до сих пор поддерживал непростой мир в опасном регионе.
"Железные обязательства — это не просто слова, это реальность. У нас здесь тысячи солдат", — заявил недавно журналистам в Токио генерал Марк Милли, занимавший в то время пост высшего офицера США.
Отвечая на вопрос о том, поддерживает ли южнокорейская общественность создание собственных ядерных сил, Милли сказал: "Соединенные Штаты предпочли бы нераспространение ядерного оружия. Мы считаем его опасным по своей сути. И мы распространили наш ядерный зонтик и на Японию, и на Южную Корею".
Хотя идея создания в Южной Корее собственного ядерного оружия вынашивалась десятилетиями, высшие государственные чиновники редко упоминали о ней публично. Ситуация изменилась в январе, когда консервативный президент Юн Сук Ёль заявил, что его страна может "обзавестись собственным ядерным оружием, если ситуация ухудшится".
"Это не займет много времени", — сказал он, одновременно подняв вопрос о том, чтобы попросить Соединенные Штаты вновь предоставить Южной Корее ядерное оружие.
На апрельском саммите в Вашингтоне Юн и президент Джо Байден предприняли шаги, направленные на устранение подобных опасений Южной Кореи. Результатом стала Вашингтонская декларация, в которой Сеул обязался оставаться в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, а Соединенные Штаты заявили, что усилят консультации по ядерному планированию со своим союзником. Они также заявили, что направят на Корейский полуостров больше ядерных средств в качестве демонстрации силы.
Вскоре после встречи подводная лодка USS Kentucky стала первой американской подводной лодкой с ядерным оружием, посетившей Южную Корею с 1980-х годов.
Война России против Украины также может показать южнокорейцам, что даже дружественные страны могут не решаться оказать полную помощь стране, сражающейся с врагом, обладающим ядерным оружием. Визит Кима в Россию в начале этого года, где он встретился с президентом Владимиром Путиным и осмотрел оружейные объекты, вызвал опасения, что Северная Корея может получить технологии, которые позволят усовершенствовать ее ядерную программу.