В начале 2010-х годов Китай начал строительство искусственных островов в районе архипелага Спратли. В то время руководство Коммунистической партии Китая (КПК) обещало не милитаризировать острова.
Это оказалось ложью, и впоследствии на нескольких островах были построены взлетно-посадочные полосы и гавани, способные принимать военные самолеты и корабли. Кроме того, на этих островах были установлены радиолокационные станции, зенитные орудия, противокорабельные крылатые ракеты и ракеты класса "земля-воздух" большой дальности.
Архипелаг Спратли — это цепь коралловых рифов в восточной части Южно-Китайского моря, которые едва выступают над поверхностью океана. Тем не менее, они прилегают к важным морским коммуникационным путям и потенциально прибыльным морским природным ресурсам, таким как рыболовные угодья и месторождения нефти и газа.
На протяжении десятилетий КПК отстаивала внешнюю политику "невмешательства", выступая против идеи создания военных баз за рубежом. Эта позиция использовалась в основном для критики таких стран, как США, которые имеют сотни баз и объектов по всему миру.
Теперь из просочившихся документов, размещённых в Discord, мы знаем, что Китай планирует построить сеть баз и логистических объектов, простирающихся от Южно-Китайского моря через Индийский океан до Восточной Атлантики. Все это является частью проекта под названием "Проект 141", целью которого является создание как минимум пяти зарубежных баз и десяти центров логистической поддержки к 2030 году.
Согласно плану, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) хочет создать глобальную сеть военных форпостов в Экваториальной Гвинее, Джибути, ОАЭ, Камбодже и Мозамбике. Согласно утечкам на Discord, два форпоста в настоящее время находятся в стадии строительства, один уже функционирует, и ещё два ожидают утверждения.
Первая из этих действующих баз находится в Джибути, небольшой стране на Африканском Роге, расположенной у южного входа в Красное море. Джибути занимает стратегическое положение рядом с одними из самых загруженных морских путей в мире, контролируя доступ к Красному морю и Индийскому океану. Страна также служит центром дозаправки и перевалки и является главным морским портом для импорта и экспорта в соседнюю Эфиопию.
Китай начал строить там свои военные объекты в 2016 году, за что платит правительству Джибути 20 миллионов долларов в год. База, которую НОАК называет "объектом материально-технической поддержки", включает в себя причал длиной 340 метров (достаточно большой для китайских авианосцев) и вмещает от 1000 до 2000 военнослужащих.
Китай укрепляет свое присутствие в Джибути. В ближайшее время будет завершено строительство здания антенны для сбора данных SATCOM и SIGINT над Африкой, Европой и Ближним Востоком. В январе Китай и Джибути подписали соглашение о создании первого в Африке космодрома.
Китай также тайно строит "независимый объект" на военно-морской базе Реам в Камбодже, существование которого было обнаружено благодаря спутниковому наблюдению. Строительство включает в себя два новых причала и несколько новых зданий. Эта часть военно-морской базы будет находиться под прямым контролем Китая.
Китай ищет новые возможности для входа в другие страны Африки, включая Экваториальную Гвинею и Габон, Мавританию, Нигерию, Мозамбик и Танзанию. Согласно просочившимся через Discord данным, разведывательные службы США все больше обеспокоены намерением Китая создать военно-морскую базу в Бате, Экваториальная Гвинея, на западном побережье Африки. В Бате уже есть глубоководный порт, построенный китайской компанией. Если это так, то ВМС НОАК могут получить свое первое постоянное военное присутствие в Атлантическом океане, что предоставит китайским военным кораблям прямой доступ к восточному побережью США.
По сообщениям, представители КПК также посетили Экваториальную Гвинею и Габон, чтобы обсудить строительство совместного учебного центра. Также сообщается, что Китай пытается заключить соглашение о "статусе сил" с Мозамбиком, чтобы построить там военную базу. В то же время Пекин укрепляет свои отношения с Нигерией посредством продажи различных вооружений, включая беспилотники и истребители JF-17.
Китай особенно активно ищет новые возможности закрепиться на побережье Индийского океана. КПК построила глубоководные порты в Пакистане (Гвадар и Карачи), Шри-Ланке (Коломбо и Хамбантота) и Бирме/Мьянме (Ситтве).
Более тревожным является то, что Китай тесно сотрудничает с Объединенными Арабскими Эмиратами — ключевым партнером США по безопасности в Персидском заливе — для создания базы НОАК и логистических складов в промышленной зоне Халифа в Абу-Даби. Пекин инвестировал около 1 миллиарда долларов в развитие порта.
Согласно недавнему отчету правительства США, Китай уже использует порт Халифа в качестве базы для своих военно-морских операций. Кроме того, НОАК построила в порту военный комплекс, включающий казармы, офисы и складские помещения, окруженные забором.
По материалам The Epoch Times